«Речь философа» в повести временных лет: вопрос функции и адресата

Бесплатный доступ

В статье верифицируется гипотеза катехизической функции Речи философа - текста в составе Повести временных лет. В сопоставлении с древней церковной практикой катехизации доказывается, что ее текст составлен по образцу литургического огласительного чтения (катехизиса для язычников). Вступительная часть «Чтения о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба», чье содержание перекликается с содержанием летописной Речи, и иные сведения говорят о том, что праздничным дням памяти древнерусских святых предшествовали в XI в. посты и богослужения, связанные с массовым оглашением. Направленность и содержательные акценты летописного текста позволяют предполагать, что ее автор и последующие редакторы ориентировались на аудиторию, находившуюся под влиянием еретического учения, близкого представлениям богомилов и павликиан. Противоиудейские аллюзии пророческого раздела Речи объясняются контаминацией древнерусскими полемистами приверженцев этой ереси с «жидовинами», что, вероятно, было вызвано специфическим кругом образов, мотивов и идей апокрифической иудейской литературы, воспринятым еретиками.

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/14118138

IDR: 14118138   |   DOI: 10.5281/zenodo.556176

Список литературы «Речь философа» в повести временных лет: вопрос функции и адресата

  • Алексеев А. А. 2004a Византийско-славянский профитологий (формирование состава). B: Творогов О. В. (отв. ред.). ТОДРЛ. Т. 56. Москва; Ленинград: Академия наук СССР, 46-77.
  • Алексеев А. А. 2004b О новгородских вощенных дощечках начала XI в. В: Молдован А. М. (гл.ред). Русский язык в научном освещении 2(8), 203-208.
  • Алексеев А. А. 2008. Апокрифы Толковой Палеи, переведенные с еврейских оригиналов. В: Понырко В. Н. (отв. ред.). ТОДРЛ. Т. 58, 41-57.
  • Алмазов А. И. 1884. История чинопоследований Крещения и Миропомазания. Казань: Типография Императорского Университета.
  • Ангелов Д. 1954. Богомильство в Болгарии. Москва: Издательство восточной литературы.
  • Ангелов Д. 1993. Богомилството. София: Булвест-2000.
  • Апокрифы древней Руси. 2002. B: Рождественская М. В. (сост.). Москва: Амфора.
  • Арранц-и-Лоренцио М. 1988. Чин оглашения и крещения в Древней Руси. Символ 19. Июнь, 69-101.
  • Архангельский А. С. 1889. Творения отцов Церкви в древнерусской письменности. Извлечения из рукописей и опыты историко-литературных изучений. Ч. I-II. Казань: Типография Императорского университета.
  • Афанасьева Т. И. 2015. Славянская версия Евхология Великой церкив и ее греческий оригинал. B: Молдован А. М. (гл. ред.). Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова. Вып. V. Лингвистическое источниковедение и история русского литературного языка. Москва: Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, 9-43.
  • Белякова Е. В. 2006. К вопросу о первом издании Кормчей. Вестник церковной истории 1, 131-150.
  • Бессонов И. А. 2014. Религиозный и культурный контекст «движения волхвов» в 1060-1070 гг. Studia Historica Europae Orientalis 7, 22-54.
  • Вiлкул Т. 2015. Лiтопис i хронограф. Студiї з домонгольського київського лiтописання. Киïв: Iнститут iсторiї України НАН України.
  • Васильев М. А. 1995. «Хорс жидовин»: древнерусское языческое божество в контексте проблем Khazaro-Slavica. Славяноведение 2, 12-21.
  • Великов Ю. 2008. Патриарх Фотий и и почитането на светите Кръст и иконы в «Послание до Михаил, княза на България». Преславска книжовна школа 10, 420-421.
  • Вилкул Т. Л. 2012a. О происхождении «Речи философа». Palaeoslavica XX/1, 1-15.
  • Вилкул Т. Л. 2012b. Книга Исход в Речи Философа. Средневековая Русь 10, 113-125.
  • Водолазкин Е. Г. 2008. Всемирная история в литературе Древней Руси (на материале хронографического и палейного повествования XI-XV вв.). Санкт-Петербург: Пушкинский дом.
  • Волски Я.-М. 2013. Богомилите в светлината на Житието на св. Иларион Мъгленски от патриарх Евтимий Тьрновски. Palaeobulgarica XXXVII-4, 74-81.
  • Гаврилюк П. Л. 2001. История катехизации в древней церкви. Москва: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа.
  • ГИМ. Син. 330 (682). XVI в.
  • ГИМ. Син. 591.
  • Гиппиус А. А. 2001. «Рекоша дружина Игореви...»:‭ ‬к лингвотекстологической стратификации Начальной летописи‭. ‬Russian Linguistics ‬25/2, 147‭-‬181.
  • Гиппиус А. А. 2008. Крещение Руси в Повести временных лет: к стратификации текста. Древняя Русь. Вопросы медиевистики 3(33), 20-23.
  • Гиппиус А. А. 2012. До и после Начального свода: ранняя летописная история Руси как объект текстологической реконструкции. B: Макаров Н. А. (отв. ред.). Русь в IX-X веках: археологическая панорама. Москва; Вологда: Древности севера, 37-63.
  • Голубинский Е. Е. 1880. История Русской Церкви. Т. 1. Москва: Типография Э. Лисснер и Ю. Роман.
  • Голубинский Е. Е. 1903. История канонизации Святых в Русской Церкви. Москва: Университетская типография, 82-83.
  • Грищенко А. 2011. Наименование евреев в древнерусских антииудейских сочинениях: к истории экспрессивности этнонима жидове. B: Мочалов В. В. (отв.ред.). Научные труды по иудаике: Материалы XVIII Международной ежегодной конференции по иудаике. Т. 1. Москва: Сэфер, 187-204.
  • Гроссу Н. прот. 1913. К истории византийских богомилов 12 века. Труды Киевской Духовной Академии. Т. 12. Киев: Университетская типография, 589-612.
  • Димитрова-Маринова Д. 1998. Богомильская космогония в древнеславянской литературной традиции. B: Петрухин В. Я. (отв. ред.). От Бытия к Исходу. Отражение библейских сюжетов в славянской и еврейской народной культуре. Сборник статей: Академическая серия. Вып. 2. Москва: ГЕОС, 38-58.
  • Димитрова-Маринова Д. 2004. Богомилството и богомилската литература в културната традиция на X век. Преславска книжовна школа 7, 316-328.
  • Дмитриевский А. А. 1901. Древнейшие патриаршие Типиконы иерусалимской (святогробской) и константинопольской (Великой) церкви. Труды Киевской духовной академии. Т. 12. Отд. Отт. Киев: Университетская типография.
  • Дмитриевский А. А. 1907. Древнейшие патриаршие Типиконы святогробской Иерусалимской церкви и Великой Константинопольской церкви. Критико-библиографическое исследование. Киев: Типография И. И. Горбунова.
  • Дудаков С. Ю. 1993. История одного мифа: очерки русской литературы XIX-XX вв. Москва: Наука.
  • Дунаев А. Г. 2015. Предисловие к русскому переводу Слов и Посланий Макарьевского Корпуса первого типа. Ппр. Макарий Египетский (Симеон Месопотамский). Духовные слова и послания. Собрание I. Святая Гора Афон. Москва: Издательство пустыни Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 5-204.
  • Заболотский П. 1901. К вопросу об иноземных письменных источниках «Начальной летописи». Русский филологический вестник. Т. XLV. № 1-2. Варшава: Типография Варшавского учебного округа, 1-31.
  • Зализняк А. А. 2003. Проблемы изучения Новгородского кодекса XI в., найденного в 2000 г. Славянское языкознание. XIII Международный съезд славистов. Любляна, 2003 г. Доклады российской делегации. Москва: Индрик, 190-212.
  • Иванов Й. 1970. Богомилски книги и легенды. София: БАН, Наука и изкуство.
  • Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, избранные творения. Беседы на книгу Бытия. 1993. Т. 4. Кн. 1. Москва: Издательский отдел Московского патриархата.
  • Иоффе Д. 2003. Еврейство и Русь на render vous межэтнического политеизма: о некоторых примечательных казусах современной историографии еврейского вопроса (на материале раннесредневековой Руси). Ab Imperio 4, 581-602.
  • Ириней Лионский, священномученик. 2008. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди. Москва: Олег Абышко.
  • Карабинов И. А. 1912. К истории Иерусалимского устава. Христианское чтение 3, 360-382.
  • Киприанович Г. 1875. Жизнь и учение богомилов по Паноплии Евфимия Зигабена и другим источникам. Православный собеседник. Ч. 8. Казань: Типография губернского правления, 533-572.
  • Кирик и Нифонт: Вопросы Кирика и ответы Нифонта. 1880. Русская историческая библиотека. Т. 6. Ч. 1. Санкт-Петербург: Императорская академия Наук.
  • Кирилл Туровский. 1956. Кирила мниха притча о человечстей души и о телеси, и о преступлении Божия заповеди и о воскресении телесе человеча, и о будущемь суде, и о муце/И. П. Еремин. Литературное наследие Кирилла Туровского. B: Еремин И. П. (отв. ред.). ТОДРЛ. Т. 12. Москва; Ленинград: Академия наук СССР, 340-362.
  • Кожинов В. 2002. Книга бытия небеси и земли. Палея Толковая. Москва: Согласие, 5-7.
  • Красносельцев Н. 1889. К истории православного богослужения: по поводу некоторых церковных служб и обрядов, ныне не употребляющихся. Материалы и исследования по рукописям Соловецкой библиотеки. Казань: Типография Императорского университета.
  • Кузнецова В. С. 1998. Дуалистические легенды о сотворении мира в восточнославянской фольклорной традиции. Новосибирск: СО РАН.
  • Левицкий В. свящ. 1870a. Богомильство -болгарская ересь X-XIV вв. Христианское чтение 1, 26-62.
  • Левицкий В. свящ. 1870b. Богомильство -болгарская ересь X-XIV вв. Христианское чтение 3, 368-431.
  • Левицкий В. свящ. 1870c. Богомильство -болгарская ересь X-XIV вв. Христианское чтение 4, 645-683.
  • Литвина А., Успенский Ф. 2009. Что стоит за отказом митрополита Константина от христианского погребения в 1159 г.? B: Ричка В., Толочко А. (науч. ред.). Ruthenica. Annual of East European Medieval History and Archeology. T. VIII. Киев: Iнститут iсторiї України НАН України, 9-31.
  • Лихачев Д. С. 1947. Русские летописи и их культурно-историческое значение. Москва; Ленинград: АН СССР.
  • Ломоносов М. В. 1766. Древняя российская история от начала российского народа до кончины Великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года. Санкт-Петербург: Типография при Императорской Академии Наук.
  • Лукин П. В. 2013. Языческая реформа Владимира Святославича в начальном летописании: устная традиция или литературные реминисценции? B: Глазырина Г. В. (отв.ред.). Древнейшие государства Восточной Европы 2011. Устная традиция в письменном тексте. Москва: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 324-352.
  • Львов А. С. 1968. Исследование Речи философа. B: Виноградов В. В. (отв. ред.). Памятники древнерусской письменности. Язык и текстология. Москва: Наука, 333-396.
  • Любащенко В. 2013. Богомiльство у київський митрополiї: гiпотези ı коментарi. Проблеми славʼянознавства 62, 23-37.
  • Макарий (Булгаков), митрополит. 1857. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 2. Санкт-Петербург: Типография Императорской Академии Наук.
  • Мансикка В. Й. 2005. Религия восточных славян. Москва: ИМЛИ РАН.
  • Мельников П. И. 2011. Очерки мордвы. B: Морохин Н. В., Павлов Д. Г. (сост.). Незнакомый Павел Мельников (Андрей Печерский). Нижний Новгород: Книги, 279-384.
  • Мещерский Н. А. 1995. К вопросу об изучении переводной письменности Киевского периода. B: Мещерская Е. Н. (ред., сост.). Избранные статьи. Санкт-Петербург: Языковой центр филологического факультета СПбГУ, 271-299.
  • Мильков В. В. 1997. Апокрифы в Древней Руси и их идейно-мировоззренческое содержание. Апокрифы Древней Руси: Тексты и исследования. Москва: Наука.
  • Мильков В. В. 1999. Древнерусские апокрифы. Санкт-Петербург: Издательство Русского Христианского гуманитарного института.
  • Милютенко Н. И. 2004a. К вопросу о некоторых источниках Речи философа. B: Соколова Л. В. (отв. ред.). ТОДРЛ. Т. 55. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 9-17.
  • Милютенко Н. И. 2004b. История сложения паримийного чтения Борису и Глебу. B: Творогов О. В. (отв. ред.). ТОДРЛ. Т. 56. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 121-145.
  • Минчев Г. 2013. За името Ѳεόφιλος/Боголюб/Богомил в някои византийски и славянски средневековни текстове. Palaeobulgarica XXXVII, 43-52.
  • Минчев Г., Сковронек М. 2014. Сведения о дуалистических ересях и языческих верованиях в Шестодневе Иоанна Экзарха. Studia Ceranea 4, 95-123.
  • Михайлов А. В. 1908. Греческие и древне-славянские паримейники. Из истории древне-славянского перевода св. Писания. Варшава: Типография Варшавского учебного округа.
  • Моšin V. 1955. Ćirilski rukopici Jugoslavenske akademije. Zagreb: Historijski Institut Jugoslavenske Akademije znanosti i umjetnosti.
  • Молдован А. М. 1984. «Слово о Законе и Благодати» Илариона. Киев: Наукова думка.
  • Мочульский В. Н. 1887. Историко-литературный анализ стиха о Голубиной книге. Варшава: Типография Михаила Земкевича.
  • Мочульский В. Н. 1889. О мнимом дуализме в мифологии славян. Русский филологический вестник. Т. 21. Варшава: Типография Варшавского учебного округа, 153-200.
  • Мюллер Л. 1995. Значение Библии для христианства на Руси (от крещения до 1240 года). Славяноведение 2, 3-11.
  • Мюллер Л. 2000. Понять Россию: историко-культурные исследования. Москва: Прогресс-Традиция.
  • Навтанович Л. М. 2000. Лингвотекстологический анализ древнеславянского перевода книги Еноха. Тезисы к диссертации. Санкт-Петербург: СПбГУ.
  • Невзорова Н. Н. 2004. Паримии Борису и Глебу: опыт прочтения. B: Творогов О. В. (отв. ред.). ТОДРЛ. Т. 56. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 428-452.
  • Никитина Т. 2001. Особый вариант пространной редакции жития преподобного Авраамия Ростовского. Макарьевские чтения VIII. Русские государи -покровители Православия: материалы VIII Всероссийской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск: Терра, 607-632.
  • Никольский А. И. 1880. Св. Ириней Лионский в борьбе с гностицизмом. Христианское чтение 3-4, 254-310.
  • Никольский А. И. 1881a. Св. Ириней Лионский в борьбе с гностицизмом. Христианское чтение 1-2, 53-102.
  • Никольский А. И. 1881b. Св. Ириней Лионский в борьбе с гностицизмом. Христианское чтение 53-3-4, 232-253.
  • Никольский А. И. 1881c. Св. Ириней Лионский в борьбе с гностицизмом. Христианское чтение 5-6, 509-538.
  • Никольский Н. К. 1897. Описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря, составленное в конце XV века. Санкт-Петербург: Синодальная типография.
  • Никольский Н. К. 1901. Исторические особенности в постановке церковно-учительного дела в московской Руси и значение для современной гомилетики. Христианское чтение 2, 220-236.
  • Никольский Н. К. 1902. К вопросу об источниках летописного сказания о св. Владимире. Христианское чтение 7, 96-100.
  • Никольский Н. К. 1907. Материалы для истории древнерусской духовной письменности. Санкт-Петербург: Типография Императорскской Академии наук, 67-74.
  • Никольский Н. К. 1906. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X-XI). Корректурное издание. Санкт-Петербург: ИОРЯС, 15.
  • Оболенски Д. 1998. Богомилите. Студия върху балканското новоманихейство. София: Златорогъ.
  • Орлов А. А. 2014. Воскрешение Ветхого Адама. Вознесение, преображение и обожение праведника в ранней иудейской мистике. Москва: ИВКА РГГУ.
  • Палея Толковая. B: Панкратов Н. Л. 2002. Москва: Согласие.
  • ПДРДП 1858: . 1858. Памятники древле-русской духовной письменности: Сказание преп. Нестора о житии и убиении благоверных князей Бориса и Глеба. Православный собеседник. Ч. 1. Казань: Типография губернского правления, 578-604.
  • Пересветов-Мурат А. И. 2005. «Адонаи, заблудихомъ!»: об образе спорящего жидовина в восточнославянской письменности XIV-XV веков. B: Будницкий О. В. (гл. ред). Архив еврейской истории: Международный исследовательский центр российского и восточноевропейского еврейства. Т. 4. Москва: РОССПЭН, 51-83.
  • Пересветов-Мурат А. И. 2008. Аграф пророка Ездры -вновь идентифицированный источник Речи Философа. Древняя Русь. Вопросы медиевистики 3(33), 48-50.
  • Пересветов-Мурат А. И. 2010. Христианский антииудаизм и иудейско-православные отношения в Восточной Славии в Средние века и раннее Новое время (до 1570 г.). B: Варталь И. (сост.), Кулик А. (ред.). История еврейского народа в России. От древности до раннего Нового времени. Т. 1. Москва: Gesharim-Мосты культуры.
  • Петрухин В. 2003. К дискуссии о евреях в древней Руси: национальный романтизм и «улыбка чеширского кота». Ad Imperio 4, 656-657.
  • Петрухин В. Я. 1998. Билия, апокрифы и становление славянских раннеисторических традиций (к потановке проблемы). B: Петрухин В. Я. (отв. ред.). От Бытия к Исходу. Отражение библейских сюжетов в славянской и еврейской народной культуре. Сборник статей: Академическая серия. Вып. 2. Москва: ГЕОС, 269-286.
  • Петрухин В. Я. 2000. Древняя Русь. Народ. Князья. Религия. B: Петрухин В. Я. (сост.). Из истории русской культуры. Т. 1. Древняя Русь. Москва: Языки русской культуры, 11-410.
  • Петрухин В. Я. 2005. Евреи в древнерусских источниках. XI-XIII вв. B: Будницкий О. В. (гл. ред.). Архив еврейской истории: Международный исследовательский центр российского и восточноевропейского еврейства. Т. 2. Москва: РОССПЭН, 143-168.
  • Петрухин В. Я. 2006. Крещение Руси: от язычества к христианству. Москва: Астрель.
  • Петрухин В. Я. 2013. Происхождение зла в древнерусской традиции: когда демоны попадали на землю? B: Антонова Д. И., Христофорова О. Б. (отв. ред., сост.). In Umra: Демонология как семиотическая система: Альманах. Вып. 2. Москва: Индрик, 35-44.
  • Петрухин В. Я. 2014. Русь в IX-X веках. От призвания варягов до выбора веры. Москва: Форум; Неолит.
  • Подскальски Г. 1996. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237). Санкт-Петербург: Византинороссика.
  • Пономарев А. И. 1902. Литературная борьба представителей христианства с язычеством в Древней Руси: отзыв о сочинении М. Азбукина: «Очерк литературной борьбы представителей христианства с остатками язычества в русском народе (XI-XIV вв.)». Варшава, 1898 г., представленном на соискание премии митрополита Макария. Христианское чтение 8, 241-258.
  • Попруженко М. Г. 1900. Синодик царя Бориса. Приложение. Известия русского археологического института в Константинополе. Т. V. Одесса: Экономическая типография, I-XV, 1-55.
  • Попруженко М. Г. 1907. Св. Козмы Пресвитера Слово на еретики и поучение от божественных книг. Памятники древней письменности и искусства. Т. CLXVII. Санкт-Петербург: Типография И. Н. Скороходова.
  • Постановления апостольские чрез св. Климента епископа и гражданина Римского преданные: в русском переводе с древне-греческого о. Иннокентия Новгородова. 2002. Санкт-Петербург: .
  • Прохоров Г.М. 1988. Иоанн Кантакузин. Диалог с иудеем. Славянский XIVвис овременный переводы. B: Лихачев Д. С. (отв. ред.). ТОДРД. Т. 41. Ленинград: Наука, 331-346.
  • Пузанов Д. В. 2012. Антииудейская полемика в Древней Руси // Социальная мобильность в традиционных обществах: история и современность: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 90-летию со дня рождения профессора М. М. Мартыновой и 100-летию со дня рождения профессора Б. Г. Плющевского. Ижевск, 20-21 ноября 2012 г. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 77-90.
  • Пузанов Д. В. 2014. «Выбор веры» в Повести временных лет: стереотипы конфессионального восприятия в древнерусском обществе. Вестник Удмуртского университета 3, 67-75.
  • РГБ. Ф. 304.I. № 122.
  • РГИА. Ф. 834. Оп. 4. № 548.
  • РНБ. F.п.IV.2. 1377 г. Л. 28об-36.
  • РНБ. Q.p.I.18.
  • РНБ. Кир.-Белозер. №22/1099. XV в.
  • РНБ. Кир.-Белозер. собр. 101/1178 (409). 4/4 XV в.
  • РНБ. Тит. 3691. Жития Авраамия и Иринарха Ростовских. XVII в.
  • Рождественская М. В. 2001. Апокрифы. B: Алексий II, Патр. Московский и всея Руси. Православная энциклопедия. Т. 3. Анфимий-Афанасий. Москва: Православная энциклопедия, 46-47.
  • Рыбаков Б. А. 1987. Язычество древней Руси. Москва: Наука.
  • Святитель Кирилл, Архиепископ Иерусалимский. 1991. Поучения огласительные и тайноводственные. Москва: Синодальная библиотека Московского Патриархата.
  • Синицына Н. В. 1965. Послание константинопольского патриарха Фотия князю Михаилу Болгарскому в списках XVI в. B: Малышев В. И. (отв. ред.). ТОДРЛ. Т. XXI. Москва, Ленинград: Наука, 96-125.
  • Соколов М. 1899. Славянская книга Еноха. Текст с латинским переводом. Материалы и заметки по старинной славянской литературе. Вып. 3. Разд.VII. B: Барсов Е. В. (ред.). ЧОИДР. Кн. 4(191). Отд. 2. Москва: Университетская типография, 1-80.
  • Срезневский И. И. 1863. Древние памятники русского письма и языка (X-XIV вв.). Общее повременное обозрение с палеографическими указаниями и выписками из подлинников и древних списков. Санкт-Петербург: Типография Императорской академии Наук.
  • Творогов О. В. 2005. О источнике библейских цитат в «Речи философа». От Древней Руси к новой России: юбилейный сборник, посвященный члену-корреспонденту РАН Я. Н. Щапову. Москва: Паломнический центр Московского Патриархата, 128-133.
  • Темчин С. 2008. Слово о законе и благодати киевского митрополита Илариона и раннехристианская полемика. B: Ричка В., Толочко О. (ред.). Ruthenica. Альманах середньовiчної iсторiї та археологiї Схiдної Европи. Т. VII. Киев: Iнститут iсторiї України НАН України, 30-40.
  • Толочко П. 2010. «Емше, влачаху поверзше ужи за ноги» B: Ричка В., Толочко О. (ред.). Ruthenica. Альманах середньовiчної iсторiї та археологiї Схiдної Европи. Т. IX. Киев: Iнститут iсторiї України НАН України, 17-22.
  • Трендафилов Х. 1990. Речта на философ в староруската Повесть временных лет и полемичните традиции на Кирилл-Константин. Старобългарска литература 22, 34-46.
  • Трендафилов Х. 1995. Хазарската полемика на Константи-Кирил и старобългарската литература от края на IX-ти -началото на X-ти век. Преславска книжовна школа 1, 138-149.
  • Турилов А. А. Cвятитель Алексий, митрополит свея Руси: (По страницам «Православной энциклопедии»). Исторический вестник 1(12), 5-16.
  • Успенский Порф. еп. 1877. Первое путешествие в афонские монастыри и скиты архимандрита, ныне епископа Порфирия Успенского в 1846 году. Ч. II. Отд. 1. Kиeв: Типография Фронцкевича.
  • Успенский Ф. М. 2002. Скандинавы. Варяги. Русь. Историко-филологические очерки. Москва: Языки славянской культуры.
  • Хасанова Мустафова А. 2015. Реликти на дуализма в Супрасълския сборник. Автореферат на дисертационен труд за присъждане на образователна и научна степен «Доктор». Шуменски университет «Епископ Константин Преславски». URL: http://shu-bg.net/sites/default/files/stefka/AVTOREFERAT_AITEN.pdf (дата обращения: 01.11.2016).
  • Шахматов А. А. 1904. Толковая Палея и Русская летопись. B: Ламанский В. И. (ред.). Статьи по славяноведению. Вып. 1. Санкт-Петербург: Типография Императорской Академии наук, 199-272.
  • Шахматов А. А. 1908. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. Санкт-Петербург: Типография М. А. Александрова.
  • Шахматов А. А. 2001. Разыскания о русских летописях. Москва: Академический проект; Жуковский: Кучково поле.
  • Шахматов А.А. 1940. Повесть временных лет и ее источники. B: Орлов А. С. (отв. ред.). ТОДРЛ. Т. 4. Москва, Ленинград: Академия наук СССР, 9-150.
  • Щапов А. П. Смесь христианства с язычеством и ересями в древнерусских народных сказаниях о мире. B: Щапов А. П. Сочинения. Т. 1. Санкт-Петербург: М. В. Пирожков, 33-46.
  • Этерия 1994: Подвижники благочестия, процветавшие на Синайской горе и в ее окрестностях. К источнику воды живой. Письма паломницы IV века. 1994. Москва: Паломник.
  • academia.edu: 1: Пентковский А. М. Греческий оригинал славянского Синаксаря и его локализация. URL: https://www.academia.edu/4734754/Греческий_оригинал_славянского_синаксаря_и_его_ локализация (дата обращения 01.11.2016).
  • academia.edu: 2: Lourié B. Slavonic Pseudepigrapha, Nubia, and the Syrians. URL: https://www.academia. edu/12961678/Slavonic_Pseudepigrapha _Nubia_and_the_Syrians (дата обращения: 01.11.2016).
  • academia.edu: 3: Lourié B. Syrian Shadows behind the Back of Cyril and Methodius: Vaillant-Jakobson's Hypothesis Revisited. URL: https://www.academia.edu/8721348/Syrian_Shadows_behind_the_Back_ of_Cyril_and_Methodius._Vaillant-Jakobsons_Hypothesis_Revisited._Draft_v.3.0 (дата обращения: 01.11.2016).
  • ald-bg.narod.ru: 1: Из «Синодик, който сечете в първата неделя от поста». URL: http://ald-bg.narod.ru/biblioteka/bg_srednovekovie/borilov_sinodik/borilov_sinodik.htm (дата обращения: 01.11.2016).
  • azbyka.ru: 1: Житие святого отца нашего Сильвестра, папы Римского. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/5 (дата обращения: 01.11.2016).
  • Böttrich C. 2012. The «Book of the Secrets of Enoch» (2 En): Between Jewish Origin and Christian Transmission. An Overview. B: Orlov A., Boccaccini G. (eds.). New Perspectives on 2 Enoch. No Longer Slavonic Only, 37-68 (Studia Judaeoslavica 4).
  • Cosmas Presbyter. 2006. Homily against the bogomils. Operational edition. B: Sampimon J., Van Halsema S. (eds.). Полата кънигописьна: An Information Bulletin Devoted to the Study of Early Slavic Books. Texts and Literatures 33/1, 1-133.
  • Daničić Gj. 1869. Rukopis Vladislava gramatika pisan godine 1469. Starine. Knj. 1. Zagreb: JAZU, 66-85.
  • Grottaferrata Г.β.I.
  • Izbornik XIII: The Izbornik of the XIIIth century (cod. Leningrad, GPB, Q.p.I.18). Text in transcription. B: Wątróbska H. (publ.). Полата кънигописьнаꙗ: An Information Bulletin Devoted to the Study of Early Slavic Books. Texts and Literatures 19-20, 176-196.
  • Macaskill G. 2012. 2 Enoch: Manuscripts, Recensions, and Original Language. B: Orlov A., Boccaccini G. (eds.). New Perspectives on 2 Enoch. No Longer Slavonic Only, 83-102 (Studia Judaeoslavica 4).
  • Navtanovich L. 2012. The Provenance of 2 Enoch: A Philological Perspective. A Response to C. Böttrich's Paper «The "Book of the Secrets of Enoch" (2 En): Between Jewish Origin and Christian Transmission. An Overview». B: Orlov A., Boccaccini G. (eds.). New Perspectives on 2 Enoch. No Longer Slavonic Only, 69-82 (Studia Judaeoslavica 4).
  • nordxp.3dn.ru: 1: Loose M. Богомильский миф в изложении Евфимия Зигабена. URL: http://nordxp.3dn.ru/gnosis/m-loose-bogomilskij_mif_v_izlozhenii_evfimija_ziga.pdf (дата обращения: 01.11.2016).
  • Obolensky D. D. 1948. Bogomils: A Study in Balkan New-Manichaeism. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Paris. Coisl. 213.
  • Pereswetoff-Morath A. I. 2016. «The old is in the new revealed»: prophetical quotations from the Slavonic translation of Doctrina Iacobi in the literature of early Kyivan Rus'. Palaeobulgarica XL, 51-80.
  • pravoslavie.ru: 1: Ужанков А. Н. 2001. О времени сложения служб и датировке житий святых Бориса и Глеба. URL: http://www.pravoslavie.ru/archiv/borisglebdatir.htm (дата обращения: 01.11.2016).
  • pushkinskijdom.ru: 1: Слово о законе и благодати митрополита Илариона. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4868 (дата обращения: 01.11.2016).
  • Reinhart J. 2008. «Речь Философа» Повести временных лет и ее великоморавская и преславская предыстория. Wiener Slavistisches Jahrbuch 54, 151-170.
  • S. Martin de Braga 1950: Martini episcopi Bracarensis opera Omnia. 1950. B: Barlow C. W. (ed.). Paper and Monograpfs of the American Academy in Rome XII, 159-203.
  • Skowronek M. 2013. Remarks on the Anathemas in the Palaea Historica. Studia Cerania 3, 131-144.
  • Thomson F. J. 1988/1989. The Bulgarian Contribution to the Reception of Byzantine Culture in Kievan Rusʼ: The Myths and the Enigma. B: Pritsak O., Ševčenko I. (eds.). Harvard Ukrainian Studies XII/XIII. Cambridge; Massachusetts: Ukrainian Research Institute of Harvard University, 214-261.
  • Thomson F. J. 1991. Les cinq traductions slavonnes du «Libellus de fide orthodoxa» de Michel le Syncelle et les mythes de l'arianisme de saint Methode, apotre des Slaves, ou d'Hilarion, metropolite de Russie, et de l'existence d'une Eglise arienne а Kiev. Revue des etudes slaves 63/1, 19-53.
  • Trunte H. 1993. Doctrina Christiana. Untersuchungen zu Komposition und Quellen der sogenannten «Rede des Philosophen» in der Altrussischen Chronik. B: Birkfellner G. (Her.). Millennium Russiae Christianae. Tausend Jahre Christliches Rußland 988-1988. Vorträge des Symposiums anläßlich der Tausendjahrfeier der Christianisierung Rußlands in Münster vom 5. bis 9. Juli 1988. Köln; Weimar; Wien: Böhlau-Verlag, 355-394.
  • vehi.net: 1: Агатангелос. 2006. Учение святого Григория. URL: http://www.vehi.net/istoriya/armenia/agathangelos/ru/03.html (дата обращения: 01.11.2016).
Еще
Статья научная