Рецептивные аспекты визуального в литературе

Автор: Акснова Анастасия Александровна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Теория литературы

Статья в выпуске: 3 (54), 2020 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена рецептивным аспектам визуального в литературе. Новизна обусловлена тем, что визуальное в литературе понимается здесь как особая форма бытия эстетического объекта, в которой раскрыто единство оцениваемого и оценки. Автор приходит к выводу, что художественное произведение оживает в воображении читателя как визуальное явление благодаря рецептивному акту читательской конкретизации. Из этого следует, что визуальная конкретизация - это такой рецептивный акт, в котором читатель зримо охватывает позицию наблюдателя и положения персонажей в изображаемом окружении. В качестве одного из рецептивных аспектов визуального автор статьи, с опорой на исследования Р. Ингардена, обозначает явление «редукции визуального» как наличия мест неполной зримой определенности, которые не могут быть сняты на протяжении всего текста, поскольку служат необходимым условием бытия художественного мира. Другим не менее важным рецептивным аспектом визуального является визуальная дистанция - тип ценностного отношения, который выражен посредством зримого образа, предстающего читателю как деталь внешности или пространства, исходящая из эмоционально-волевой установки героя или рассказчика.

Еще

Визуальное в литературе, рецептивный аспект, конкретизация, визуальная дистанция, р. ингарден

Короткий адрес: https://sciup.org/149127464

IDR: 149127464   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2020-00067

Список литературы Рецептивные аспекты визуального в литературе

  • Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.
  • Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 1. М., 2003. С. 69-263.
  • Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
  • Ивлева А.Ю. Визуализация художественной картины мира в творчестве Оскара Уайльда: дис. ... к. филос. н.: 24.00.01. Саранск, 2002.
  • Изер В. Процесс чтения: феноменологический подход // Современная литературная теория: антология / сост. И.В. Кабанова. М., 2004. С. 221-224.
  • Ильф И., Петров Е. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 5. Рассказы, очерки, фельетоны. М., 1961.
  • Ингарден Р. Исследования по эстетике / пер. с польского А. Ермилова и Б. Федорова. М., 1962.
  • Лавлинский С.П., Гурович Н.М. Визуальное в литературе // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008. С. 37-39.
  • Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957.
  • Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973.
  • Мартьянова И.А. Киновек русского текста: парадокс литературной кине-матографичности. СПб., 2002.
  • Сузрюкова Е.Л. Суженное поле видения в художественной прозе А.П. Чехова // Сибирский филологический журнал. 2009. № 3. С. 42-46.
  • Фуксон Л.Ю. Чтение. Кемерово, 2007.
  • Хализев В. Е. Теория литературы. 4-е изд., испр. и доп. М., 2004.
  • Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. М., 1974-1983.
  • Ямпольский М.Б. Видимый мир: очерки ранней кинофеноменологии. М., 1993.
  • Ямпольский М.Б. О близком: очерки неметрического зрения. М., 2001.
  • Ingarden R. Die Schicht der dargestellten Gegenständlichkeiten // Ingarden R. Das literarische Kunstwerk: Mit einem Anhang: Von den Funktionen der Sprache im Theaterschauspiel. Berlin, 2012. S. 229-270. DOI: https://doi. org/10.1515/9783110938487.229
  • Ingarden R. Vom Erkennen des literarischen Kunstwerks. Darmstadt, 1968.
Еще
Статья научная