Растительные мотивы в собрании жертвенных полотенец старообрядческой моленной

Автор: Фурсова Е.Ф., Васеха М.В.

Журнал: Археология, этнография и антропология Евразии @journal-aeae-ru

Рубрика: Этнография

Статья в выпуске: 4 т.48, 2020 года.

Бесплатный доступ

В работе представлена реконструкция смыслового содержания орнаментальных композиций на женских рукоделиях - поминальных полотенцах из собрания общины старообрядцев, не приемлющих священство (беспоповцев) и отрицающих браки, г. Новосибирска. Подробно рассматривается воплощенный в вышивке образ виноградной лозы, связанный с погребальным культом. Прослежено, что на изучаемых поминальных полотенцах он передавался в трансформированном виде: православные мастерицы заменяли в вышивках виноградные плоды привычными для себя цветами, ягодами, бутонами и т.д. Некоторые орнаменты проявляют сходство с оформлением на вышивках, которые во второй половинеXIX- начале ХХ в. печатались в пособиях по рукоделию, а также на обертках дешевого мыла фабрик Ралле, Брокара и др., но обычно не находят прямых аналогов среди этих изображений. Выявлены оригинальные растительные композиции с «вазами» в виде завитков, которые напоминают монограммы начальных букв имени Иисуса Христа, а также «вазы», трансформированные в буквы, изображенные на иконах «Спасителя». На основе анализа техники исполнения и стилистики рисунков установлено, что большая часть жертвенных полотенец была оформлена в конце XIX - начале ХХ в., меньшая - в 19401950-е гг., отдельные изделия были вышиты, скорее всего, еще в период пребывания владельцев в местах выхода (Русский Север, Центральная Россия). Сделаны выводы о том, что рассмотренные растительные орнаменты в виде фризов или центральных композиционных фигур с включением крестов, крестообразных форм, «ваз» или домов-«гробниц» отражали базовые ценности старообрядцев; оформление поздних полотенец свидетельствует о творческой переработке носителями старообрядческой традиции образов, характерных для городских вышивок, в соответствии с мировоззрением и традициями своей группы.

Еще

Растительный орнамент, жертвенные полотенца, русские старообрядцы беспоповского согласия, западная сибирь

Короткий адрес: https://sciup.org/145146200

IDR: 145146200   |   DOI: 10.17746/1563-0102.2020.48.4.125-134

Список литературы Растительные мотивы в собрании жертвенных полотенец старообрядческой моленной

  • Беляев Л.А., Чехановец Я. Этноархеология русских в Сиро-Палестинском регионе. XVIII–XIX века // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2020. – Т. 48, № 2. – С. 97–105.
  • Бернштам Т.А. Совершеннолетие девушки в метафорах игрового фольклора (традиционный аспект русской культуры) // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. – СПб.: Наука, 1992. – С. 234–257.
  • Васильев М.И. Тема вариативности русской народной праздничной обрядности в отечественной этнографии // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2017. – Т. 45, № 2. – С. 123–131.
  • Воронов В.С. О крестьянском искусстве. – М.: Сов. художник, 1972. – 350 с.
  • Грибанова Н.С. Полотенце в культуре русского сельского населения Алтая в конце XIX – начале XXI века. – Барнаул: Алт. гос. пед. академия, 2013. – 256 с.
  • Динцес Л.А. Историческая общность русского и украинского народного искусства // СЭ. – 1941. – [Вып.] V. – С. 21–58.
  • Жилина Н.В. Ранние формы византийского орнамента и их роль в христианском искусстве // III Свято-Владимирские чтения: мат-лы междунар. науч. конф., посвящ. 1030-летию Крещения Руси. – Севастополь, 2018. – С. 32–35.
  • Как выбрать нательный крест. – М.: Ковчег, 2003. – 48 с.
  • Казаков Е.Ф. «Душа» русской культуры // Актуальные вопросы гуманитарных наук: мат-лы Всерос. науч.-практич. конф. – Кемерово, 2014. – С. 137–145.
  • Кожурин К.Я. Повседневная жизнь старообрядцев. – М.: Мол. гвардия, 2014. – 555 с.
  • Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. – М.: Наука, 1978. – 207 с.
  • Некрасова М.А. Народное искусство и православие. Целокупность образа мира. Методология исследования // Традиции и современность. – 2006. – № 5. – С. 3–15.
  • Панкова Т.М., Сахарова О.М. «По обычаю дедову»: путеводитель по экспозиции Певческого корпуса Рязанского кремля. – М.: Северный паломник, 2011. – 111 с.
  • Русакова Л.М. Архаический мотив ромба с крючками в узорах полотенец сибирских крестьянок // Культурно-бытовые процессы у русских Сибири. XVIII – начало ХХ в. – Новосибирск: Наука, 1985. – С. 121–138.
  • Русские иконы. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 319 с.
  • Сурво В. Образы вышивки и обрядовая семантика текстиля в традициях Карелии. – Хельсинки: Unigrafi a, 2014. – 238 c.
  • Уваров А.С. Христианская символика. – М.: [Тип. Г. Лисснера], 1908. – Ч. 1: Символика древнехристианского периода. – 212 с.
  • Фурсова Е.Ф. Орнаментальные традиции рукоделий крестьянок Барабы и Васюганья как результат межкультурных взаимодействий // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2005. – № 1. – С. 128–140.
  • Фурсова Е.Ф. Орнитоморфная символика в традиционной культуре крестьян Приобья, Барабы, Кулунды и Алтая конца XIX – начала XX века // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2006. – № 2. – С. 126–136.
  • Фурсова Е.Ф. Похоронно-поминальная обрядность старообрядцев-переселенцев из Белоруссии как этнографический источник (по материалам ХХ – начала XXI века) // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер.: История, филология. – 2014. – Т. 13. – Вып. 5: Археология и этнография. – С. 284–296.
  • Фурсова Е.Ф., Голомянов А.И., Фурсова (Васеха) М.В. Старообрядцы Васюганья: опыт исследования межкультурных взаимодействий конфессионально-этнографической группы. – Новосибирск: АГРО-СИБИРЬ, 2003. – 190 c.
  • Характеристика учения раскольнических толков или согласий // Миссионерский спутник. – СПб.: [Тип. Э.Л. Пороховщиковой], 1902. – С. 530–553.
  • Шлюмберже Д. Эллинизированный Восток. Греческое искусство и его наследники в несредиземноморской Азии. – М.: Искусство, 1985. – 206 с.
  • Шпенглер О. Закат Европы. – Новосибирск: Наука, 1993. – 592 с.
Еще
Статья научная