Проблема статического портрета в романе "Бесы" Ф. М. Достоевского: интерференция "внутренних" и "внешних" смыслов

Автор: Струк Анна Андреевна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 2 (41), 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается специфика портретного искусства Ф.М. Достоевского на материале романа-памфлета «Бесы». В ходе исследования по-новому ставится проблема соотношения статического и динамического портретов в творчестве Ф.М. Достоевского. Статический портрет рассматривается с опорой на кон-цепцию М.М. Бахтина в контексте категорий «монологизма» и «внутренней завершен-ности». Анализ портретных характеристик Николая Ставрогина, Алексея Кириллова, Ивана Шатова, Петра Верховенского позволяет выявить преобладание в романе стати-ческих портретов, взаимосвязь внешней «статичности» и внутренней «неподвижности» характера, а также обнаружить символическое значение некоторых деталей портрета, в частности, образа лица-маски, появляющегося в портретных характеристиках различных героев ряда романов Ф.М. Достоевского.

Еще

Ф.м. достоевский, "бесы", статический портрет, экспозиционный портрет, динамический портрет, лейтмотивный портрет, николай всеволодович ставрогин, маска

Короткий адрес: https://sciup.org/14914622

IDR: 14914622

Список литературы Проблема статического портрета в романе "Бесы" Ф. М. Достоевского: интерференция "внутренних" и "внешних" смыслов

  • Мельникова Л.А. Портрет героя в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» и Г. Бёлля «Групповой портрет с дамой» (опыт сравнительного анализа)//Научные ве-домости. 2014. № 26 (197). Вып. 24. С. 66. (Гуманитарные науки).
  • Кормилов С.И. Портрет в литературе//Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. С. 762.
  • Фарино Е. Портрет//Фарино Е. Введение в литературоведение. СПб., 2004. С. 166-183.
  • Исупов К.Г. Введение в метафизику Достоевского//Достоевский. Материалы и исследования. Т. 18. СПб., 2007. С. 28.
  • Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М., 2005. С. 42.
  • Мехтиев В.Г. О метасмысле портрета у Ф.М. Достоевского//Русская филоло-гия. Гуманитарный вектор. 2012. № 4 (32). С. 48.
  • Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963. С. 33.
  • Мехтиев В.Г. О метасмысле портрета у Ф.М. Достоевского//Русская филоло-гия. Гуманитарный вектор. 2012. № 4 (32). С. 47-48.
  • Сараскина Л.И. В контексте точного времени//Сараскина Л.И. «Бесы» -ро-ман-предупреждение. М., 1990. С. 9-53.
  • Бердяев Н.А. Ставрогин//Наше наследие. 1991. № 6 (24). С. 76-79.
  • Иванов В.В. Достоевский и роман-трагедия//Иванов В.В. Собрание сочине-ний: в 4 т. Т. 4. Брюссель,1987. С. 401-444.
  • Сараскина Л.И. В контексте точного времени//Сараскина Л.И. «Бесы» -роман-предупреждение. М., 1990. С. 16.
  • Степун Ф.А. «Бесы» и большевистская революция//Степун Ф.А. Сочинения. М., 2000. С. 627-643.
  • Иванов В.В. Достоевский и роман-трагедия//Иванов В.В. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4. Брюссель, 1987. С. 401-444.
Еще
Статья научная