Преодоление границы как способ инициации героев цикла «Легенды западного побережья» Урсулы Ле Гуин

Автор: Суркова Ксения Вячеславовна

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Литературоведение

Статья в выпуске: 1 т.44, 2022 года.

Бесплатный доступ

Целью исследования является выявление специфики инициации героев цикла «Легенды Западного побережья» американской писательницы Урсулы Ле Гуин. Научная новизна обусловлена обращением к анализу позднего творчества У. Ле Гуин, являющегося на данный момент малоизученным. Исследование мифопоэтической основы образов главных героев позволяет изучить как особенности творческого метода писательницы, так и специфику построения образов главных героев в рамках жанра фэнтези. Значимое место, занимаемое фэнтези в современной литературе и культуре в целом, определяет актуальность нашей работы. Применяются описательный, мифопоэтический и сравнительно-исторический методы исследования. Отмечается, что при построении вторичного мира используется мифологическая традиция (мир Западного побережья построен на основе бинарных оппозиций), однако многие традиционные образы и мотивы переосмысляются. Анализируются образы главных героев и выявляются такие их черты, как двойственность, неустойчивость изначального положения, способность к преодолению границ (в первую очередь культурных и социальных). Обращается внимание на роль ситуации травмы в процессе инициации. Выход за границу обыденного в сферу сверхъестественного становится обязательным для становления героя, но ожидаемое в рамках жанра обретение необычайных способностей представляет собой ложный ход на пути развития персонажей. Инициация героев соотносится со стадиями ритуальных обрядов перехода, а также со схемой путешествия мифологического героя, разработанной Дж. Кэмпбеллом. После прохождения инициации герои остаются в пограничном положении - между различными культурами и между миром реальности и текста, а их главной задачей становится постоянное преодоление границ: сначала как путь личностного становления, а затем - для созидания нового, гармоничного пространства. Делается вывод, что инициация героев цикла происходит посредством преодоления ими различных границ (собственного сознания, общественных стандартов, социальных ролей и т. д.), в результате чего они обретают функцию культурной медиации, что соотносится с мифологическим образом поэта и архетипом чтеца.

Еще

Фэнтези, Урсула Ле Гуин, Легенды Западного побережья, инициация, граница

Короткий адрес: https://sciup.org/147236229

IDR: 147236229   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2022.706

Список литературы Преодоление границы как способ инициации героев цикла «Легенды западного побережья» Урсулы Ле Гуин

  • Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. С. 234-407.
  • Воглер К. Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино. М.: Альпина нон-фикшн, 2017. 476 с.
  • Геннеп А ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. 198 с.
  • Ковтун Е. Н. Поэтика необычайного: Художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа (На материале европейской литературы первой половины ХХ века). М.: Изд-во МГУ, 1999. 308 с.
  • Ковтун Е. Н. Художественный вымысел в литературе XX века. М.: Высш. шк., 2008. 408 с.
  • Кострова О. А. Пространственно-временная организация художественного мира в произведениях Дж. К. Роулинг [Электронный ресурс]. Режим доступа https://docplayer.com/26005108-0-a-kostrova-prostranstvenno-vremennaya-organizaciya-hudozhestvennogo-mira-v-proizvedeniyah-dzh-k-rouling.html (дата обращения 20.08.2021).
  • Кэмпбелл Д. Тысячеликий герой. СПб.: Питер, 2016. 347 с.
  • Мёрдок М. Путешествие Героини. М.: Клуб Касталия, 2018. 240 с.
  • Наумчик О. С. Миромоделирующие функции игры в художественной системе английского фэнтези: Монография. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2020. 321 с.
  • Наумчик О. С. Пространственно-временные модели фэнтези // Парадигмы переходности и образы фантастического мира в художественном пространстве Х1Х-ХХ1 вв.: Коллективная монография. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Лобачевского, 2019. С. 356-362.
  • Пропп В . Исторические корни волшебной сказки. СПб.: Азбука; М.: Азбука-Аттикус, 2020. 544 с.
  • Рымарь Н . Т. Поэтика границы в литературе: эстетические и поэтологические аспекты границы как феномена художественного языка. Siedlce, 2016. 334 с.
  • Суркова К. В. Мифологические истоки образа поэта в цикле «Легенды Западного побережья» Урсулы Ле Гуин // Парадигмы культурной памяти и константы национальной идентичности: Коллективная монография. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2020. С. 243-251.
  • Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу / Пер. с фр. Бориса Нарумова. М.: Дом интеллект. кн., 1999. 144 с.
  • Тэрнер В . Символ и ритуал: Пер. с англ. М.: Наука, 1983. 277 с.
  • Чигиринская О. А. Фантастика: выбор жанра, выбор хронотопа [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rusf.ru/star/doklad/2008/chigr.htm (дата обращения 11.08.2021).
  • Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения: Пер. с фр. СПб.: Университетская книга, 1999. 356 с.
Еще
Статья научная