Представление о евангельских притчах в дореволюционной библеистике

Автор: Кванчиани Иоанн Эрекле

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 5 (82), 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье представлен обзор взглядов отечественных дореволюционных библеистов на евангельскую притчу. Первым евангельские притчи изучал архиеп. Сильвестр (Лебединский), он же одним из первых поставил в русской библеистике вопрос о контексте понимания притчи. Его подход соответствовал эпохе. Он понимал под притчей аллегорию, оттеняющую прямую речь изящностью образа, имеющую функцию усиления воздействия на слушателя. Схожего мнения придерживался и еп. Виталий (Гречулевич). Н. И. Виноградов пытался применить к изучению притчи научные знания своего времени, однако анализ его воззрений на притчу показал, что его работа представляет собой механическое соединение различных мнений, почерпнутых им из изученной разнообразной литературы. Исследование показало, что западнический подход оказался малоприменим в традиции русской библеистики к приточному материалу в попытке синтезировать его с православной догматической системой. Несмотря на кажущееся расширение кругозора выпускников духовных академий конца ХIХ в. можно утверждать, что созданное в духе времени сочинение архиеп. Сильвестра - значительно более фундаментальный, самостоятельный и непротиворечивый труд, посвященный евангельской притче, нежели последующие.

Еще

Архиепископ сильвестр (лебединский), епископ виталий (гречулевич), н. и. виноградов, евангельские притчи, дореволюционная библеистика, понятие притчи, характеристики притчи

Короткий адрес: https://sciup.org/140246619

IDR: 140246619   |   DOI: 10.24411/1814-5574-2018-10111

Список литературы Представление о евангельских притчах в дореволюционной библеистике

  • Макарий (Булгаков), архиеп. Харьковский. Православно-догматическое богословие. СПб., 1868. Т. 2. (Репринт: М., 1993.) С. 103-125.
  • Виноградов Н. И. Притчи Господа нашего Иисуса Христа. М., 1890.
  • Виталий (Гречулевич), еп. Притчи Христовы. Изд. 3-е. СПб., 1901. (Первое издание - 1864).
  • Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб.: Изд-во СПбДА, 1898. Т. 1. Кн. 2. С. 778-877.
  • Сильвестр (Лебединский), архим. Приточник евангельский, или Изъяснение притчей во святом Евангелии обретающихся, на мнении святых отец основанное. С приложением душеспасительных приличных всякой притче рассуждений и богословских нравоучений. М., 1822.
  • Российский гуманитарный энциклопедический словарь: в 3 т. М.: Гуманит. изд. центр Владос, Филол. фак-т СПбГУ, 2002. Т. 1. С. 60.
  • Святополк-Мирский Д. П. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год / пер. с англ. Р. Зерновой. Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2006. С. 124-125.
  • Соколов В. А. Магистерские диспуты // Богословский вестник. 1893. No 4. С. 198-206.
  • Шибаева М. М. Человеческая субъективность и культура // Культура, человек и картина мира / отв. ред. А. И. Арнольдов и В. А. Кругликов. М.: Наука, 1987. С. 135-146.
Еще
Статья научная