Предпосылки философского постижения музыкального творчества

Автор: Макаров Илья Владимирович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Философские науки

Статья в выпуске: 1 (100), 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрена история становления философской мысли о природе музыки от античности до начала XXI века. Музыка воспринималась и как феномен в ряду других искусств, и как носитель аксиологической истины, и как уникальный язык познания. Но именно соединение философского и музыкального восприятия дали возможность в XX веке вплотную подступить к объяснению феномена музыкального творчества. Через возвышение музыки над всеми искусствами в романтизме, социо-утилитарный подход изучения музыкального процесса у немецкого философа-социолога и детерминистское понимание музыкальной структуры у советского философа-музыковеда изучение основания музыкального творчества достигло, казалось бы, своей вершины в лосевской устремленности мелоса к Логосу. Но весь музыкальный и философский опыт XX столетия заставил авторов данной темы прийти к выводам о только еще наступающем моменте возможного формулирования сущности музыкального творчества как особенного состояния и потенциальной возможности человеческого духа. Путем изучения религиозного, эстетического, ценностного, культурологического, воспитательного и иных подходов в объяснении онтологии и аксиологии музыки петербургскому философу М. Уварову удалось сформулировать, чем музыкальное творчество не является, и такой апофатический подход приблизил современную мысль к постижению самого творческого акта в музыке. Выявление онтологического и аксиологического понимания музыки и творчества в античности, Средние века и Новое время, у романтиков и разных школ и направлений в XX столетии, и особенно с опорой непосредственно на деятельность и размышления композиторов дает возможность философски осмыслить природу творческого процесса в музыкальном искусстве, которое в наибольшей степени продолжает владеть умами и чувствами людей, несмотря на эпоху интернета. Возможно, именно в наше время постижение сути музыкального творчества откроет новую страницу как для философии, так и для музыки.

Еще

Философия музыки, истоки творчества, мелос и логос, аксиология прекрасного

Короткий адрес: https://sciup.org/140290621

IDR: 140290621   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2022_1_249

Список литературы Предпосылки философского постижения музыкального творчества

  • Адорно (2001) — Адорно Т. Философия новой музыки / Пер. с нем. Б. Скуратова, вст. ст. К. Чухрукидзе. М.: Логос, 2001. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/adorfnm/ (дата обращения: 19.01.2022).
  • Аристотель (1975) — Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 1. М., 1975.
  • Аристотель: Политика (1984) — Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 4. М., 1984.
  • Аристотель: Поэтика (1984) — Аристотель. Поэтика // Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 4. М., 1984.
  • Асафьев (1963) — Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л., 1963.
  • Асафьев (1971) — Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971.
  • Асмус (2003) — Асмус В. Ф. Античная философия. М., 2003.
  • Бычков (1995) — Бычков В.В. Эстетика отцов церкви. Апологеты, Блаженный Августин. М.: Ладомир, 1995.
  • Виноградова-Догалакова (2001) — Виноградова-Догалакова A.A. Лосев А.Ф. о природе переживания в музыке // Диалог культур: XXI век. Балашов, 2001.
  • Гегель (1968) — Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4 т. Т.1. М., 1968.
  • Гегель (1971) — Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4 т. Т. 3. М., 1971.
  • Герасимова (1995) — Герасимова И.А. Музыка и духовное творчество // Вопросы философии. М., 1995. № 6.
  • Гильберт (2000) — Гилберт К. Э, Кун Г. История эстетики. СПб., 2000.
  • Гулыга (1994) — Гулыга А.В. Эстетика Канта // Кант И. Критика способности суждения. М., 1994.
  • Дармогай (2006) — Дармограй В. М. Методологическая культура творчества. Автореф. дис. ... докт. филос. наук. Саратов, 2006.
  • Друскин (1982) — Друскин М. С. Иоганн Себастьян Бах. М., 1982.
  • Золтаи (1977) — Золтаи Д. Этос и аффект: история философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М., 1977.
  • Каган (1996) — Каган М. С. Музыка в мире искусств. СПб., 1996.
  • Кант (1994) — Кант И. Критика способности суждения. М., 1994.
  • Капустина (2002) — Капустина Л. Б. Философия искусства как особая проблемная область культурологи // Studia culturae. Альманах. Вып. 3. СПб., 2002.
  • Коломиец: Смысл и ценность — Коломиец Г.Г. Смысл и ценность музыки. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smysl-i-tsennost-muzyki.pdf (дата обращения: 19.01.2022).
  • Коломиец: Ценность музыки — Коломиец Г.Г. Ценность музыки (аксиологическая мысль о музыке) // Электронные материалы конгресса «Диалог XXI века». URL: http:// www.congress2008.dialog21.ru/Doklady/09110.htm (дата обращения: 19.01.2022).
  • Коломиец (2007) — Коломиец Г. Г. Ценность музыки: философский аспект. М., 2007.
  • Кривцун (1998) — Кривцун О.А. Эстетика. М., 1998.
  • Курашов (2012) — Курашов В.И. История и принципы философии музыки: от слова к музыке и от музыки к слову // Ученые записки Казанского университета. Казань, 2012. Т. 154. Кн. 1.
  • Левченко: Основания — Левченко В. Л. Онтологические основания феномена музыки. URL: http://sofik-rgi.narod.ru/avtori/dpf_2004/lev4enko.htm (дата обращения: 19.01.2022).
  • Лосев (1965) — Лосев А. Ф, Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1965.
  • Лосев (1969) — Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. М., 1969.
  • Лосев (1975) — Лосев А. Ф. История античной эстетики (Аристотель и поздняя классика). М., 1975. Т.4. URL: http://psylib.org.ua/books/lose004/index.htm (дата обращения: 19.01.2022).
  • Лосев (1978) — Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978.
  • Лосев (1990) — Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М., 1990.
  • Лосев (1991) — Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
  • Лосев: Основной вопрос (1991) — Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
  • Лосев (1992) — Лосев А. Ф. История античной эстетики: в 2 кн. М., 1992. Кн. 1.
  • Лосев (1995) — Лосев А.Ф. О музыкальном ощущении любви и природы // Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995.
  • Лосев: Очерк (1995) — Лосев А. Ф. Очерк о музыке // Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995.
  • Лосев: Строение (1995) — Лосев А.Ф. Строение художественного мироощущения // Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995.
  • Лосев (1998) — Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения / Сост. А. А. Тахо-Годи. М., 1998.
  • Монахов (2002) — Монахов С. Л. Сущность феномена музыки в метафизике А. Шопенгауэра // Studia culturae. Альманах. Вып. 3. СПб., 2002.
  • Николай Кузанский (1980) — Николай Кузанский. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1980. Т. 2.
  • Ницше (1990) — Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. М., 1990. Т. 1.
  • Ницше (2017) — Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм. М.: Академический проект, 2017.
  • Осьмук (2013) — Осьмук Л.А., Кассина Л..Д. Музыка в современном обществе как форма смыслообразования // Идеи и идеалы. 2013. № 1(15). Т. 1. С. 149-155.
  • Платон (1971) — Платон. Государство // Платон. Сочинения. М., 1971. Т. 3. Ч. 1.
  • Платон: Пир (1970) — Платон. Пир // Платон. Сочинения: в 3 т. М., 1970. Т. 2.
  • Платон: Софист (1970) — Платон. Софист // Платон. Сочинения: в 3 т. М., 1970. Т. 2.
  • Плотин (2000) — Плотин. Избранные трактаты. М., 2000.
  • Пылаев (2015) — Пылаев М.Е. Музыкально-социологическая концепция Т. Адорно: опыт характеристики // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19797 (дата обращения: 19.01.2022).
  • Соколов (2004) — Соколов В. В. Историческое введение в философию. М., 2004.
  • Уваров (2001) — Уваров М.С., Ясаков О.Я. Смерть и погребение в музыке // Фигуры Танатоса: Кладбище. СПб., 2001. URL: http://www.etheroneph.com/audiosophia/35-smert-i-pogrebenie-v-muzyke.html (дата обращения: 19.01.2022).
  • Уваров (2003) — Уваров М. С. Мелос и логос в философии // Вестник СПбГУ. Сер. 6. Вып. 2(14). СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.
  • Уваров: Два образа — Уваров М. С. Алексей Лосев и Теодор Адорно: два образа метафизики искусства. URL: http://www.culturalnet.ru/main/getfile/660 (дата обращения: 19.01.2022).
  • Уваров: Мелос и логос — Уваров М. С. Мелос и логос философии. URL: http:// anthropology.ru/ru/text/uvarov-ms/melos-i-logos-filosofii (дата обращения: 05.02.2022).
  • Холопов (1993) — Холопов Ю. Н. О формах постижения музыкального бытия // Вопросы философии. №4. М., 1993. http://folioverso.ru/misly/2011_10/uvarov.htm (дата обращения: 19.01.2022).
  • Холопов: Философия — Холопов Ю, Поспелова Р. Философия гармонии Боэция. URL: http://www.kholopov.ru/hol-posp-boet.pdf (дата обращения: 19.01.2022).
  • Цареградская (2002) — Цареградская Т. В. Время и ритм в творчестве Оливье Мессиана. М., 2002.
  • Шеллинг (1999) — Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1999.
  • Шестаков (1966) — Шестаков В. П. Музыкальная эстетика западно-европейского средневековья и Возрождения. М., 1966.
  • Шестаков (1973) — Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. М., 1973.
  • Шопенгауэр (1992) — Шопенгауэр А. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 1: Мир как воля и представление. М., 1992.
  • Щербинин: Феномен — Щербинин М.Н. Феномен музыки в европейском смыслогене-зе. URL: http://philosophy.ru/upload/1166625951_file.doc (дата обращения: 19.01.2022).
  • Ярославцева (1997) — Ярославцева И.П. Музыкальное выражение как аспект философии языка А. Ф. Лосева // Философия языка и имени в России. М., 1997.
  • Grüny (2009) — Grüny C. Figuren von Differenz. Philosophie zur Musik [Figures of difference. Philosophy of music] // DeutscheZeitschrift für Philosophie. 2009. Aus. 6. Ban. 57. P. 907-932.
  • Kania (2008) — Kania A. New Waves in Musical Ontology. New Waves in Aesthetics. Hampshire, 2008. P. 20-40.
  • Palazzetti (2018) — Palazzetti N. Lisa Giombini, Musical Ontology: A Guide for the Perplexed // Transposition. 2018. No. 7. URL: http://journals.openedition.org/transposition/2369 (дата обращения: 19.01.2022).
  • Toncitch (1975) — Toncitch V. Philosophie de la musique contemporaine.Dialectique du son. Contribution à la recherché [Philosophy of contemporary music. Dialectic of sound. Contribution to research] // Revue de l'Université d'Ottawa. 1975. Vol. 45. Num. 2. URL: http://huygens-fokker. org/docs/toncitch.html (дата обращения: 19.01.2022).
Еще
Статья научная