Празднование Навруза в Бухаре и Самарканде в ритуальной практике и общественных дискурсах (вторая половина XIX - начало XX века)

Автор: Маликов А.М.

Журнал: Археология, этнография и антропология Евразии @journal-aeae-ru

Рубрика: Этнография

Статья в выпуске: 2 т.48, 2020 года.

Бесплатный доступ

Празднование Навруза на обширной територии от Османской империи до Восточного Туркестана имело как общие черты, так и определенные различия. В статье рассматривается вопрос о его вариативности в двух крупных городах долины Зерафшана - Бухаре и Самарканде - во второй половине XIX- начале XX в., когда после присоединения региона к Российской империи происходила трансформация празднования Навруза, его ритуальной практики и возникали критические дискурсы о нем среди теологов и просветителей. На основании неопубликованных архивных материалов, мемуаров, публикаций исследователей Российской империи проведен сравнительный анализ двух типов Навруза: официального и народного. В Бухарском эмирате официальную форму праздник приобрел при эмире Музаффаре, стремившемся укрепить имидж династии мангытов в условиях кризиса политической легитимности. Это породило дискуссии среди мусульманских интеллектуалов о необходимости широкого и долгого празднования Навруза, что, по их мнению, выходило за рамки исламской традиции. В Самарканде более тесное взаимодействие оседлого таджикского, узбекского населения с полукочевым тюркским способствовало синтезу земледельческих и скотоводческих элементов в ритуальной практике Навруза. Праздник был легитимизирован через молитвы в мечети, посещение мазаров мусульманских святых и священных речек. В Самарканде, вошедшем в состав Российской империи, на официальном уровне Навруз не отмечался, а масштабы народного празднования сократились.

Еще

Ислам, долина зерафшана, ритуальная практика, дискурсы, легитимация

Короткий адрес: https://readera.org/145145991

IDR: 145145991   |   DOI: 10.17746/1563-0102.2020.48.2.122-129

Список литературы Празднование Навруза в Бухаре и Самарканде в ритуальной практике и общественных дискурсах (вторая половина XIX - начало XX века)

  • Абдирашидов З. Аннотированная библиография туркестанских материалов в газете «Таржумāн» (1883‒1917). – Tokyo: Department of Islamic Area Studies, Center for Evolving Humanities, Graduate School of Humanities and Sociology, The University of Tokyo, 2011. – 232 с. – (Central Eurasian Research Series; N 5).
  • Айни С. Воспоминания. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. – 1087 с.
  • Айни С. История мангытских эмиров // Собр. соч. – М.: Худож. лит., 1975. – Т. 6. – C. 266–312.
  • Ал-Газали Мухаммад Абу Хамид. Кимийа-йи са‘адат (Эликсир счастья). – СПб.; Казань: Петербург. Востоковедение, 2018. – Т. 2. – Рукн 2: Обычаи / пер. с перс. и вступ. ст. А.А. Хисматулина. – 328 с.
  • Андреев М.С., Чехович О.Д. Арк (кремль) Бухары в конце XIX – начале XX вв. – Душанбе: Дониш, 1972. – 163 с.
  • Ан-Наршахи Абу Бакр Мухаммад ибн Джа’фар. Та’рũх-и Бухãрã: История Бухары / пер., коммент. и примеч. Ш.С. Камолиддина; археол.-топогр. коммент. Е.Г. Некрасовой. – Ташкент: SMI-ASIA, 2011. – 600 с.
  • Арендаренко Г. Из Самарканда // Туркестанские ведомости. – 1877. – № 19.
  • Брагинский И.С. Праздник весны – Ноуруз и отражение в нем древнейших общих культурных традиций народов советского Востока // Брагинский И.С. Исследования по таджикской культуре. – М.: Наука, 1977. – С. 113–120.
  • Веселовский Н.И. Рамазан в Самарканде и Курбан-байрам в Бухаре // Истор. вестн. – 1888. – № 33. – С. 141–147.
  • В.В. [Вяткин]. Науруз в Самарканде // Туркестанские ведомости. – 1897. – № 14.
  • Гребенкин А.Д. Таджики // Русский Туркестан: Сборник, изданный по поводу политехнической выставки / под ред. В.Н. Троцкого. – М.: [Университет. тип.], 1872. – Вып. 2. – C. 1–50.
  • Записки о Бухарском ханстве: (Отчеты П.И. Демезона и И.В. Виткевича). – М.: Наука, 1983. – 149 с.
  • Доржиева Д.Д. Календарные праздники и обычаи уйгуров в контексте обрядовой культуры народов Центральной Азии. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2016. – 196 с.
  • Лобачева Н.П. К истории календарных обрядов у земледельцев Средней Азии // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии: ист.-этногр. очерки. – М.: Наука, 1986. – С. 6–31.
  • Лобачева Н.П. Огни сафара в Хорезме (о забытых праздниках) // Этногр. обозрение. – 1995. – № 5. – С. 24–36.
  • Магия Навруза / сост. С. Абдулло. – Алматы: Атамура, 2007. – 320 с.
  • Маликов А.М. Тюркские этнонимы и этнотопонимы долины Зерафшана (XVIII – начало XX в.). – Ташкент: Muharrir nashriyoti, 2018. – 216 с.
  • Рахимов Р.Р. Нихоли ‘умр: дерево в мифоритуальной символике таджиков // Центральная Азия: традиция в условиях перемен. – СПб.: МАЭ РАН, 2012. – Вып. III. – С. 106–159.
  • Ремпель Л.И. Об отражении образов согдийского искусства в исламе // Из истории искусства великого города: (К 2500-летию Самарканда). – Ташкент: Изд-во литературы и искусства, 1972. – C. 36–52.
  • Ремпель Л.И. Далекое и близкое: Страницы жизни, быта, строительного дела, ремесла и искусства Старой Бухары. Бухарские записи. – Ташкент: Изд-во литературы и искусства, 1981. – 302 с.
  • Россия: Полное географическое описание нашего отечества: Настольная и дорожная книга для русских людей / под ред. В.П. Семенова Тянь-Шанского и общ. Руководством П.П. Семенова Тянь-Шанского, В.И. Ламанского. – СПб.: А.Ф. Девриен, 1913. – Т. 19: Туркестанский край / сост. В.И. Масальский. – 861 с.
  • Самойлович А. Первое тайное общество младобухарцев // Восток. – Петербург: Всемир. лит., 1922. – Кн. 1. – С. 97–99.
  • Сиддиқий Ажзий. Ташаккур ва рижо // Исмоилбек Гаспринский ва Туркистон / масъул муҳаррир Н. Каримов. – Тошкент: Шарқ, 2005. – С. 140–143.
  • Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. – М.: Наука, 1969. – 336 с.
  • Сухарева О.А. Бухара в XIX – начале XX в. (позднефеодальный город и его население). – М.: Наука, 1966. – 328 с.
  • Сухарева О.А. Празднества цветов у равнинных таджиков (конец XIX – начало XX в.) // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. – М.: Наука, 1986. – С. 31–46.
  • Трактат Ахмада Дониша «История мангытской династии» / пер., предисл. и примеч. И.А. Наджафовой. – Душанбе: Дониш, 1967. – 141 c.
  • Тэрнер В. Символ и ритуал: пер. с англ. / вступ. ст. В.А. Бейлиса. – М.: Наука, 1983. – 277 с.
  • Устаев Ш.У. Новый год (Навруз) в мифологических воззрениях таджиков и узбеков // СЭ. – 1985. – № 6. – С. 97–104.
  • Хорошхин А.П. Сборник статей, касающихся до Туркестанского края. – СПб.: [Тип. и хромолит. А. Траншеля], 1876. – [6], 583 с.
  • Щербак А.М. Сал-наме (по рукописи В 721, хранящейся в Рукописном отделе ЛО ИВ АН СССР) // Письменные памятники Востока: Историко-филологические исследования: Ежегодник. 1971. – М.: Наука, 1974. – С. 171–189.
  • Etzioni A. Holidays and Rituals: Neglected Seedbeds of Virtue // We are what we celebrate: understanding holidays and rituals / eds. Amitai Etzioni, Jared Bloom. – N. Y.: New York Univ. Press, 2004. – P. 1–40.
  • Grenet F. What was the Afrasiab painting about? // Royal Nauruz in Samarkand: Proceedings of the conference held in Venice on the pre-Islamic paintings at Afrasiab / a cura di M. Compareti, E. de la Vaissiere. – Pisa; Roma: Academia editoriale, 2006. – P. 43–50.
  • Haj S. Reconfi guring Islamic tradition: reform, rationality, and modernity. – Stanford: Stanford Univ. Press, 2009. – 304 p.
  • Locke J. New Year’s festival at Bokhara / Outing. – 1906. – Vol. 47, N 4. – Р. 387–398.
Еще
Статья научная