Православная и католическая иконография: в свете диалога культур Востока и Запада

Бесплатный доступ

В статье рассматривается православная и католическая иконография в свете взаимного культурного влияния. Данная тематика не раз становилась объектом научных исследований. Большой вклад в разработку темы внесли труды М.В. Алпатова, Д.А. Ровинского, В.Н. Сингаевского, Л.А. Успенского и др. Вместе с тем, в историографии долгое время основное внимание отводилось изучению становления иконографических традиций, а не их сравнению. В связи с чем, объектом исследования данной работы является культурное взаимовлияние католицизма и православия, нашедшее наиболее полное отражение в иконографии. В исследование используется историко-сравнительный метод, описательный, метод периодизации и детерменистики. Данные методы позволили не только выделить причины культурного взаимовлияния, но и обозначить периоды и их отличительные черты, а также рассмотреть формирование иконографии образа Богородицы Остробрамской, Почаевской, Ченстоховской и Умиление Серафимо-Дивеевской. На основе анализа исторических документов в работе обозначаются истоки возникновения молитвы «Богородица Дева радуйся», известная в католическом мире как «Аве Мария», описывается такое явление как русский католик и православный поляк. В конце статьи делаются следующие выводы: Наиболее яркое взаимопроникновение двух ветвей христианства в культуру друг друга представлено в иконописи. Причиной этого стало три фактора: - общие духовные истоки. Католичество и православие - две ветви христианства, до Великой Схимы они имели единый источник возникновения, общие традиции, общих почитаемых святых. - совместное проживание, ускоряло процесс взаимного влияния. - приглашение на службу друг друга. С одной стороны, византийцы несли в Европу свои иконографические традиции, с другой европейцы, приглашенные в Россию, привносили католическую манеру письма. В истории культурного взаимопроникновения католицизма и православия выделяется два этапа: первый ХI - ХVII вв. характеризующийся сильным влиянием византийской традиции на католическую иконографию, особенно интенсивной она была в ХIII - ХIV, второй ХVII - ХVIII вв. связан с воздействием католической традиции на русскую иконопись.

Еще

Православие, католицизм, религия, византия, Россия, иконография, взаимовлияние, культура

Короткий адрес: https://readera.org/149124989

IDR: 149124989

Список литературы Православная и католическая иконография: в свете диалога культур Востока и Запада

  • Флоренский П.Н. Сочинения в четырех томах. Том 2. /П.Н. Флоренский - М.: Изд-во "Искусство", 1996.
  • Алпатов М.В. Древнерусская иконопись / М.В. Алпатов. - М.: Изд-во "Искусство", 1978 г.
  • Ровинский Д.А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века / Д.А. Ровинский. - СПб.: Типография А.П. Лопухина, 1903.
  • Сингаевский В.Н. Православные иконы / В.Н. Сингаевский. - СПб.: Полигон, 2005
  • Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви / Л.А. Успенский. - Коломна: Издательство братства во имя святого князя Александра Невского, 1997
  • Этингоф О. Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII веков./О.Е. Этингорф - М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  • Суворова Е.В. Образ Богородицы "Непорочное зачатие": к вопросу о взаимодействие русской и западноевропейской церковной культур. / Суворова Е.В. // Обсерватория культуры. 2013 №1. С. 128-132.
  • Раевская Н. Ю. Священные изображения и изображения священного в Христианской традиции./Н.Ю. Раевская - СПб.:: САТИСЪ, 2011.
  • Пугачева И. А. Богородичные иконы во Флоренции XIII века. Образ и его почитание /И.А. Пугачева // Вестник ПСТГУ. Серия V Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып 1(17) С. 68-99.
  • Фелми К.Х. Богоматерь в Литургии и гимнографии /К.Х. Фелми // альманах "Альфа и Омега", № 19, 1998. С.32-46.
  • Плисов Е.В. Песнь пресвятой Богородицы как самостоятельный литургический текст: языковые особенности употребления в немецком православном богослужении//Известие Волгоградского педагогического госуниверситета.2009. Вып. 5. С. 148 - 152.
  • Адам Мисиюк Православие как шанс самосохранения восточных славян в Польше. /о. Адам Мисиюк // Prawoslawie.pl, 26.10. 2012.
Еще
Статья научная