Потенциал психотерапии как гуманитарной практики: философский анализ

Автор: Динабург Светлана Роальдовна

Журнал: Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология @fsf-vestnik

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 4 (32), 2017 года.

Бесплатный доступ

Необходимость философского исследования психотерапии как актуальной антропологической практики обосновывается с привлечением критической философии М. Фуко и современных форм материалистической философии. На протяжении всей своей истории психотерапия декларировала ценностную нейтральность и дистанцировалась от участия в разрешении актуальных социальных проблем. Однако в наши дни это положение, вытекающее из необходимости соблюдения профессиональных требований, вошло в противоречие и с реальным положением вещей, и с задачами развития самой психотерапии. С одной стороны, рождение и становление психотерапии происходило в эпоху разрушения культурных ценностей и кризиса философии, поэтому она с необходимостью наследовала мировоззренческую, духовно-этическую и праксеологическую миссию предшествующих социальных институций. С другой стороны, ей не удалось избежать влияния индивидуалистических установок и ценностей консьюмеризма, а также определенной социальной ангажированности. Психотерапия и транслируемые ею ценности играют важную роль в современной, особенно западной, культуре, хотя это влияние зачастую носит латентный характер. На кейсе концепции устойчивого развития показано, что необходимым условием решения актуальных социальных проблем является готовность преодолевать стереотипность мышления и прежние ценностные установки, преодолевать сопротивление изменениям и сопутствующий им дискомфорт. Не отрицая определяющей «в конечном счете» роли объективных производственных факторов для общественных трансформаций, ведущих к устойчивому развитию, автор полагает, что антропологические практики могут этим трансформациям существенно способствовать.

Еще

"антропологические практики", зрелость, психотерапия, сложность, трансдисци-плинарность, устойчивое развитие, этика потребления

Короткий адрес: https://sciup.org/147203204

IDR: 147203204   |   DOI: 10.17072/2078-7898/2017-4-537-546

Список литературы Потенциал психотерапии как гуманитарной практики: философский анализ

  • Михайлова Е.Л. Напряжение в сети нормальное (некоторые аспекты психотерапии как социокультурной практики)//Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т. 3, № 1. С. 77-81.
  • Розин В.М. Понятие и типы антропопрактик//ЧЕЛОВЕК.Яи. 2017. № 12. C. 13-33.
  • Воробьева Л.И. Психотерапия в истории психологии: культурно-исторический анализ: дис.. канд. психол. наук. М., 2016. 224 с.
  • Ромек Е.А. Психотерапия: рождение науки и профессии. Ростов н/Д: Мини Тайп, 2005. 392 с.
  • Щитцова Т.В. Индивидуальная терапия как социальная практика и как интерсубъективный опыт//Философия и психотерапия: сб. науч. статей и рабочих матер. к докл. участников II Междунар. конф./под ред. С.М. Бабина, В.В. Андрюшина, И.Г. Глуховой. СПб: Анатолия, 2014. URL: http://hpsy.ru/public/x6366.htm (дата обращения: 27.09.2017).
  • Хлебникова О.В. Потребление как гештальт//Философия и культура. 2017. № 9. С. 1-9 DOI: 10.7256/2454-0757.2017.9.24046
  • Мочник Р. Субъект, предположительно верящий, и нация как нулевой институт//Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2014. № 1(17). С. 6-16
  • Волков В.В., Хархордин О.В. Теория практик. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. 298 с.
  • Тюгашев Е.А. Философия как социокультурный феномен//Философская мысль. 2017. № 10. С. 1-8 DOI: 10.25136/2409-8728.2017.10.24144
  • Князева Е.Н. Атомизм и холизм в современной теории сложности//Философия и культура. 2013. № 6. С. 736-745 DOI: 10.7256/19992793.2013.6.8319
  • Сатохта H.I. Юриспруденщя як фронетичний досвщ: постановка проблеми//Проблеми законносп: зб. наук. пр. Харюв, 2016. № 133. С. 241-248. URL: http://cyberleninka.ru/article/ri/yurisprudentsiya-kak-froneticheskiy-opyt-postanovka-problemy (дата обращения: 27.09.2017) DOI: 10.21564/2414-990x.133.70912
  • Левяш И.Я., Левяш С.Е. Гуманитарно-культурологическая модель образования для всех. СПб.: Эйдос, 2011. 292 с.
  • Круткин В.Л. «Материальный поворот» в социальных исследованиях и «неосязаемое культурное наследие»//Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2017. № 2. С. 141-149.
  • Хабермас Ю. Будущее человеческой природы/пер. с нем. М.: Весь Мир, 2002. 144 с.
  • Барг О.А. Феномен смысла жизни, природа сознания и научная философия//Новые идеи в философии: сб. науч. ст. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2000. Вып. 9. С. 132-137.
  • Колпакова М.Ю. Эволюция психотерапии//Культурно-историческая психология. 2009. № 3. С. 91-100.
  • Крапивенский С.Э., Косицына Ф.П. Современное обществознание: необходимость методологического синтеза//Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2006. № 5. С. 21-27.
  • Князева Е.Н. Как возможно мышление о сложном и управление сложностью?//Вопросы философии. 2010. № 10. С. 81-83.
  • Пигров К.С. Еще раз о предмете социальной философии//Личность. Культура. Общество. 2003. Вып. 1-2. С. 57-68.
  • Черненко В А. Этос «невозможного» как парадигма гуманитарного знания XXI века//Вкник Харювського нацюнального университету 1м. В.Н. Каразша. Сер1я: Теор1я культури i фшософ1я науки. 2014. Т. 1092, № 50. С. 99-103. URL: http://periodicals.karazin.ua/thcphs/article/download/2177/1922 (дата обращения: 20.09.2017).
  • Киреева Е.Е., Шехова Н.В. Устойчивое развитие и новая этика потребления//Региональное развитие. 2014. № 1. С. 69-73.
  • Ленин В.И. Две тактики социал-демократии в демократической революции//Полн. собр. соч.: в 55 т. 5-е изд. М.: Политиздат, 1960. Т. 11. 589 с.
  • Медоуз Д., Рандерс Й., Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя/пер. с англ. М.: Академкнига, 2007. 342 с.
Еще
Статья научная