Попытка "эйнштейновского переворота" в православной мысли. История и эсхатология в богословской системе митрополита Иоанна (Зизиуласа)

Автор: Легеев Михаил Викторович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Библеистика

Статья в выпуске: 1 (100), 2022 года.

Бесплатный доступ

Настоящая статья посвящена одному из ключевых аспектов экклезиологической системы митрополита Иоанна (Зизиуласа) - его отношению к истории и эсхатологии. В ней рассматривается своеобразная онтология обратной перспективы митр. Иоанна, называемая им «эсхатологическим подходом», базирующаяся на двух фундаментальных категориях - общении и эсхатоне. В рамках такой онтологии, по мысли ее автора, «конститутивной для экклезиологии», им вводятся и своеобразно обосновываются следующие понятия: «эсхатологический Христос», «эсхатологическая Церковь», «эсхатологический человек». Эсхатон полагается митр. Иоанном источником не только подлинного бытия Церкви, ее ипостасного облика и ее природы, но также всякого ее достояния. История, представляя собой антитезу эсхатону, напротив, последовательно вытесняется митр. Иоанном на периферию богословской мысли; ее смыслообразующее значение для Церкви оказывается в его глазах ничтожно и представляет собой по преимуществу отрицательный фактор развития человека, требующий своего преодоления в эсхатоне. Митр. Иоанн отказывает истории в ее значении двигателя положительного развития церковной жизни, наделяя ее исключительными чертами «мира», «необходимости», фактора «природы». В его понимании эсхатон, врываясь в историю, преодолевает и преображает ее противостоящими ей действием Святого Духа, Церковью, свободой, общением. Такое учение, органически связанное с остальными аспектами экклезиологии митр. Иоанна, не укоренено в Предании Церкви и представляет собой существенное искажение ее догматической мысли, а далеко идущие практические следствия его - чрезвычайную опасность для всей Церкви.

Еще

Богословие истории, теология истории, евхаристическая экклезиология, митрополит иоанн (зизиулас), церковь, эсхатон, общение, историческое развитие

Короткий адрес: https://sciup.org/140290634

IDR: 140290634   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2022_1_86

Список литературы Попытка "эйнштейновского переворота" в православной мысли. История и эсхатология в богословской системе митрополита Иоанна (Зизиуласа)

  • Афанасьев (2005) — Афанасьев Н., протопресв. Церковь Духа Святого. Киев: Центр православной книги, 2005. 480 с.
  • Афанасьев (2015а) — Афанасьев Н., протопресв. Две идеи Вселенской Церкви // Афанасьев Н., протопресв. Церковь Божия во Христе: Сборник статей. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. С. 146-160.
  • Афанасьев (2015Ь) — Афанасьев Н., протопресв. Проблема истории в христианстве // Афанасьев Н., протопресв. Церковь Божия во Христе: Сборник статей. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. С. 104-112.
  • Блаженный Августин (2020) — Августин Иппонский, блж. О граде Божием: в 2 т. М.: Т8-RUGRAM, 2020. Т. 1. 662 с.
  • Григорий Богослов (2011) — Григорий Богослов, свт. Стихотворения Богословские // Григорий Богослов, свт. Творения: в 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2011. Т. 2. С. 11-178.
  • Ерм (2003) — Ерм, св. Пастырь // Писания мужей апостольских. М: Издат. Совет РПЦ, 2003. С. 222-309.
  • Зизиулас (2006а) — Иоанн (Зизиулас), митр. Бытие как общение: очерки о личности и Церкви. М.: Св.-Филаретовский Православно-христианский институт, 2006. 280 с.
  • Зизиулас (2006Ь) — Иоанн (Зизиулас), митр. Современные дискуссии о первенстве в православном богословии // Петрово служение. Диалог католиков и православных. М.: ББИ, 2006. С. 257-276.
  • Зизиулас (2009) — Иоанн (Зизиулас), митр. Церковь и Евхаристия. Богородице-Сергиева пустынь, 2009. 332 с.
  • Зизиулас (2009а) — Иоанн (Зизиулас), митр. Божественная Евхаристия и Церковь // Иоанн (Зизиулас), митр. Церковь и Евхаристия. Богородице-Сергиева пустынь, 2009. С. 43-72.
  • Зизиулас (2009Ь) — Иоанн (Зизиулас), митр. Евхаристия и Царство Божие // Иоанн (Зизиулас), митр. Церковь и Евхаристия. Богородице-Сергиева пустынь, 2009. С. 203-298.
  • Зизиулас (2009с) — Иоанн (Зизиулас), митр. Епископ как предстоятель на Евхаристии // Иоанн (Зизиулас), митр. Церковь и Евхаристия. Богородице-Сергиева пустынь, 2009. С. 91-111.
  • Зизиулас (2009ф — Иоанн (Зизиулас), митр. Идентичность Церкви // Иоанн (Зизиулас), митр. Церковь и Евхаристия. Богородице-Сергиева пустынь, 2009. С. 19-42.
  • Зизиулас (2009e) — Иоанн (Зизиулас), митр. Несколько замечаний о соборности Церкви // Иоанн (Зизиулас), митр. Церковь и Евхаристия. Богородице-Сергиева пустынь, 2009. С. 299-312.
  • Зизиулас (2009f) — Иоанн (Зизиулас), митр. О явлении Церкви в истории // Иоанн (Зизиулас), митр. Церковь и Евхаристия. Богородице-Сергиева пустынь, 2009. С. 313-327.
  • Зизиулас (2009g) — Иоанн (Зизиулас), митр. Несколько замечаний о соборности Церкви // Иоанн (Зизиулас), митр. Церковь и Евхаристия. Богородице-Сергиева пустынь, 2009. С. 299-312.
  • Зизиулас (2009h) — Иоанн (Зизиулас), митр. Церковь и эсхатология // Иоанн (Зизиулас), митр. Церковь и Евхаристия. Богородице-Сергиева пустынь, 2009. С. 170-202.
  • Зизиулас (2009k) — Иоанн (Зизиулас), митр. Экклезиологическое значение Божественной Литургии // Иоанн (Зизиулас), митр. Церковь и Евхаристия. Богородице-Сергиева пустынь, 2009. С. 138-169.
  • Зизиулас (2012) — Иоанн (Зизиулас), митр. Общение и инаковость. М.: Изд-во ББИ, 2012. XII, 407 с.
  • Зинковский (2014) — Мефодий (Зинковский), иером. Святоотеческие категории и богословие личности. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2014. 256 с.
  • Ларше (2021) — Ларше Ж. К. Лицо и природа. Православная критика персоналистских теорий Христоса Яннараса и Иоанна Зизиуласа. М.: Паломник, 2021. 288 с.
  • Легеев (2019) — Легеев М., свящ. Богословие истории как наука. Опыт исследования. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2019. 656 с.
  • Лосский (2007) — Лосский В.Н. Господство и царство (эсхатологический этюд) // Лосский В.Н. Боговидение. Минск, 2007. С. 480-493.
  • Макарий Египетский (2001) — Макарий Египетский, прп. Беседа XLIV // Макарий Египетский, прп. Творения. М.: Паломник, 2002. С. 444-448.
  • Максим Исповедник (2019) — Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. М.: Сибирская благозвонница; Нижегородская ДС, 2019. 974 с.
  • Тертуллиан (2004) — Тертуллиан. О Прескрипции против еретиков // Тертуллиан. Избранные сочинения. М.: Изд-во АСТ; СПб.: Северо-Запад Пресс, 2004. С. 356-392.
  • Флоровский (2005) — Флоровский Г., прот. Метафизические предпосылки утопизма // Флоровский Г., прот. Христианство и цивилизация. Избранные труды по богословию и философии. СПб.: Изд-во РХГА, 2005. С. 197-228.
  • Шмеман (2009a) — Шмеман А., протопресв. Вселенский Патриарх и Православная Церковь // Шмеман А., протопресв. Собрание статей. 1947-1983. М.: Русский путь, 2009. С. 364-373.
  • Шмеман (2009b) — Шмеман А., протопресв. «Единство», «разделение», «объединение» в свете православной экклезиологии // Шмеман А., протопресв. Собрание статей. 1947-1983. М.: Русский путь, 2009. С. 354-363.
  • Шмеман (2009c) — Шмеман А, протопр. Судьба Византийской теократии // Шмеман А, протопресв. Собрание статей. 1947-1983. М.: Русский путь, 2009. С. 616-630.
  • Zizioulas (2001) — Zizioulas J.D., metropolitan. Eucharist, Bishop, Church: The Unity of the Church in the Divine Eucharist and The Bishop During the Three Centuries. Brookline: Holy cross orthodox press, 2001. 284p.
Еще
Статья научная