Полемические тексты Ивана Грозного: опыт исследования важнейших бестиарных символов ("пес" и "аспид")

Автор: Каравашкин Андрей Витальевич

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 2 (53), 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье исследуются причины и цели обращения державного полемиста, царя Ивана Грозного, к традиционной средневековой символике, связанной с именами и свойствами различных животных, в том числе наделенных фантастическими приметами и повадками. В отличие от многих средневековых авторов, у которых бестиарий вписывается в стратегию описания тварного (созданного Богом) мира или нужен для реалистического воссоздания обстановки, царь обращается к зоосимволизму исключительно в публицистических целях. Ему важно сильнее задеть противника, ярче продемонстрировать негативные стороны его поведения и образа мыслей. Впервые так подробно рассматривается семантика двух ключевых для посланий Ивана IV символов - «пес» и «аспид». «Пес» («собака») - этот символ наделен не только отрицательной экспрессией, но и важной идейной составляющей. Ведь «собака»-изменник в сочинениях царя - один из излюбленных персонажей. Тем не менее нами отмечены весьма редкие для средневековой книжности случаи амбивалентности (осознаваемой современниками Грозного противоречивости) символа. Это, на наш взгляд, доказывает переписка Грозного с опричником Василием Грязным. Символ «аспид» используется в переписке с Андреем Курбским не только для создания образа измены как таковой, но и для разоблачения самой логики предателя, для деконструкции его идейной платформы. Библейский «аспид» наделен в полемических текстах царя Ивана существенной метафизической составляющей.

Еще

Символы, бестиарий, семантика, публицистика, полемика, амбивалентность, библеизмы, сфрагистика

Короткий адрес: https://sciup.org/149127425

IDR: 149127425

Список литературы Полемические тексты Ивана Грозного: опыт исследования важнейших бестиарных символов ("пес" и "аспид")

  • Адрианова-Перетц В.П. Очерки поэтического стиля Древней Руси. М.; Л., 1947.
  • Белова О.В. Славянский бестиарий. Словарь названий и символики. М., 2000.
  • Демин А.С. Художественная семантика древнерусских литературных форм и средств // Герменевтика древнерусской литературы. М.; Берлин, 2019. Сборник 18. С. 180-306.
  • Древнерусские патерики. Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик. М., 1999.
  • Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. М.; Л., 1958.
  • Калугин В.В. «Псы» и «зайцы» (Иван Грозный и протопоп Аввакум) // Старообрядчество в России. М., 1994. С. 44-63.
  • Марчалис Н. Люторъ иже лютъ. Прение о вере царя Ивана Грозного с пастором Рокитой. М., 2009.
  • Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951.
  • Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979.
  • Скрынников Р.Г. Царство террора. СПб., 1992.
  • Уо Д.К. Неизвестный памятник древнерусской литературы: «Грамота государя царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии к Степану, королю польскому» // Археографический ежегодник за 1971 год. М., 1972. С. 357-361.
  • Шмидт С.О. Заметки о языке посланий Ивана Грозного // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) АН СССР. М.; Л., 1958. Т. 14. С. 256-265.
  • Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. СПб., 2009.
Еще
Статья научная