Поэтика патафизики Альфреда Жарри

Автор: Шервашидзе Вера Вахтанговна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Зарубежные литературы

Статья в выпуске: 2 (49), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается художественный метод французского писателя А. Жарри - великого экспериментатора, мастера языковой игры, создателя теории «патафизики» и новой модели театрального искусства. В теории «патафизики» заложен игровой подход к условности, схематичности литературных топосов. Основной тезис «патафизики» - «исключение есть правило» - парадокс, разрушающий стереотипы обыденного сознания. Стилевую доминату драматургии А. Жарри составляет утрированное, ироническое пародирование всей предшествующей и современной культуры. Как показывает автор статьи, «патафизика» А. Жарри вскрывает условный характер театрального действия, утверждает универсальность актерской пластики, поэтику кукольного театра, вводит принцип очуждения, разрушающий иллюзию правдоподобия. Жарри стремился заставить зрителя мыслить, а не сопереживать. Поэтика театра марионеток разрушала психологические и социальные характеристики. Условность персонажа подчеркивалась идеей создания абстрактного образа или «марширующей абстракции» (abstraction qui marche). Доминантой художественного языка становится гротеск, эпатирующий зрителя. Инновационные, «маргинальные» идеи Жарри изменили соотношение явлений в литературном процессе. Теория «патафизики» определяется стилистикой контрастов, смешением противоположностей, сосуществующих на равных правах: бытийный и бытовой, комический и трагический, фантастический и реальный. Рецепция этой теории реализуется на уровне языка, в котором слово многозначно, полисемично, эластично. В знаменитой пьесе «Король Убю» гротескный образ злого, трусливого Убю стал символическим воплощением типологии социальных закономерностей XX в., а из его «громадного брюха» родился весь европейский театр авангарда - от сюрреализма до С. Беккета и Э. Ионеско.

Еще

Театральная реформа, авангард, поэтика кукольного театра, очуждение, абстрактный образ, канон, игровой подход, смех патафизики, полисемия, символическое воплощение

Короткий адрес: https://sciup.org/149127165

IDR: 149127165   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2019-00052

Список литературы Поэтика патафизики Альфреда Жарри

  • Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.
  • Делез Ж. Критика и клиника. СПб., 2002.
  • Жарри А. Убю-король и другие произведения. М., 2002.
  • Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.
  • Рашильд. Французский символизм. Бельгийский театр // Альфред Жарри или сверхмужчина изящной словесности. СПб., 2000. С. 229-232.
  • Шекспир У Трагедии. М., 1999.
  • Behar H. La dramaturgie d’A. Jarry. Paris, 2003.
  • Besnier P. Alfred Jarry. Paris, 2005.
  • Levesquе J.-H. Alfred Jarry. Paris, 1951
Статья научная