Почитание св. равноапостольного князя Владимира: праздник и образ всех российских чудотворцев

Бесплатный доступ

Статья посвящена актуальной теме почитания святого равноапостольного князя Владимира. Основным предметом рассмотрения является восприятие русским религиозным сознанием места равноапостольного князя в кругу всех российских чудотворцев. Материалом для исследования послужили произведения гимнографического и панегирического жанров XVI-XVIII веков, восхваляющие сонм русских святых в целом. Авторы этих немногочисленных сочинений подчеркивают главенствующую роль князя Владимира - крестителя Руси в истории отечественного православия. Показан значительный вклад старообрядцев в сохранение на протяжении XVIII-XIX веков праздника всем русским чудотворцам и церковного почитания князя Владимира как основоположника этого сонма. В Выговском старообрядческом общежительстве в 1730-е годы не только было написано новое слово, посвященное всем российским чудотворцам, но и впервые создана их сводная иконография - Образ всех российских чудотворцев. Апостольская деятельность князя Владимира, принявшего православие от Византии, служила отправной точкой историографической концепции, созданной выговскими книжниками в первой трети XVIII века.

Еще

Крещение руси, князь владимир, церковное почитание, старообрядчество, гимнография, панегирический жанр, иконопись

Короткий адрес: https://sciup.org/147227333

IDR: 147227333   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2021.586

Список литературы Почитание св. равноапостольного князя Владимира: праздник и образ всех российских чудотворцев

  • Афанасий (Сахаров), еп. О празднике всех святых, в земле Российской просиявших, и о службе на сей праздник // Российский православный университет ап. Иоанна Богослова. Ученые записки. М., 1995. Вып. 1. С. 91-101.
  • Дмитриева Р. П. Григорий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Ч. 1. Вып. 2: Вторая половина Х1У - ХУ1 в. С. 169-172.
  • Макарий (Веретенников), архим. Эпоха новых чудотворцев (Похвальное слово новым русским святым инока Григория Суздальского) // Альфа и Омега: Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 1997. № 2 (13). С. 128-144.
  • Панченко О. В. Из археографических разысканий в области соловецкой книжности. I. «Похвальное слово русским преподобным» - сочинение Сергия Шелонина (вопросы атрибуции, датировка, характеристика авторских редакций) // ТОДРЛ. СПб., 2003. Т. 53. С. 547-592.
  • Панченко О. В. Из археографических разысканий в области соловецкой книжности. II. «Канон всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» - сочинение Сергия Шелонина // ТОДРЛ. СПб., 2004. Т. 56. С. 453-480.
  • Панченко О. В. Поэтика уподоблений (к вопросу о «типологическом» методе в древнерусской агиографии, эпидейктике и гимнографии) // ТОДРЛ. СПб., 2003. Т. 54. С. 491-534.
  • Спасский И. Первая служба всем русским святым и ее автор // ЖМП. 1949. № 8. С. 50-55.
  • Э. П. Р. Владимир (Василий) Святославич // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 8. С. 690-718.
  • Юхименко Е . М . Агиологические разыскания выговских старообрядцев и Образ всех святых российских чудотворцев // Х1У научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944-1995). Ярославль, 2010. С. 152-167.
  • Юхименко Е. М. Выговская икона «Образ всех российских чудотворцев» // ТОДРЛ. СПб., 2014. Т. 62. С. 167-174.
  • Юхименко Е. М. «Слово воспоминательное о святых чудотворцах, в России воссиявших» Семена Денисова как отражение культурно-агиологических начинаний Выга // ТОДРЛ. СПб., 2010. Т. 61. С. 329-344.
  • [Без автора] Григорий // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 12. С. 559-560.
Еще
Статья научная