Пять тезисов Питера ван Инвагена о бытии и его полемика с экзистенциально-феноменологической традицией

Автор: Гусев Максим Александрович

Журнал: Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология @fsf-vestnik

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 2 (38), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются тезисы о бытии современного представителя аналитической философии П. ван Инвагена, в том числе тезис «бытие - не деятельность», по поводу которого Инваген вступает в полемику с экзистенциально-феноменологической традицией. Цель данной статьи - исследовать причины непонимания между Инвагеном и экзистенциально-феноменологической традицией. Показывается, что экзистенциально-феноменологическая традиция рассматривается Инвагеном так, как если бы она была таким же «объективистским» подходом, как и аналитический, но только представляющим другой вариант ответа на поставленный Инвагеном вопрос о бытии. Игнорирование радикального отличия экзистенциально-феноменологического подхода от аналитического «объективистского» подхода приводит к тому, что понимание Инвагеном высказываний о бытии таких философов, как Хайдеггер, оказывается неадекватным. В «объективистском» аналитическом подходе вопрос о существовании никак не связан с течением нашего опыта, с данностью нам чего-то, с явлением чего-то, наделением смыслом и т.п. Вот почему Инваген недоумевает по поводу того, почему бытие вообще может быть как-то ассоциировано с «деятельностью». По этой же причине Инваген не понимает, почему представители экзистенциально-феноменологического подхода говорят о каких-то различиях в такой «деятельности». С точки зрения Инвагена, все различия касаются «природы» вещи, а не бытия. С «объективистских» позиций все выглядит именно так, ведь «извне» невозможно понять, что значит, например, совпадение понимания с бытием-в-мире. В объективистском подходе Инвагена единственное место, которое можно отвести для философии Хайдеггера, - антропология или психология - т.е. нечто, ограниченное человеком или его «внутренним миром». В статье обосновывается вывод, что хотя можно отрицать феноменологический подход в целом, изнутри такого подхода можно показать, что концепция Хайдеггера осмысленна и что она имеет онтологический, а не антропологический или психологический характер.

Еще

Онтология, метаонтология, бытие, существование, инваген, хайдеггер, аналитическая традиция, экзистенциально-феноменологическая традиция

Короткий адрес: https://sciup.org/147227499

IDR: 147227499   |   DOI: 10.17072/2078-7898/2019-2-180-193

Список литературы Пять тезисов Питера ван Инвагена о бытии и его полемика с экзистенциально-феноменологической традицией

  • Бакеева Е.В. «Презумпция осмысленности» как условие понимания // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2014. № 3(131). С. 5-13.
  • Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. С. 69-90.
  • Карнап Р. Эмпиризм, семантика и онтология // Карнап Р. Значение и необходимость. М.: Иностр. лит., 1959. С. 298-321.
  • Куайн У.В.О. Слово и объект. М.: Логос: Праксис, 2000. 386 с.
  • Майнонг А. О теории предмета // Эпистемология & философия науки. 2011. Т. XXVIL, № 1. C. 202-229. DOI: 10.5840/eps201127118
  • Решер Н. Взлет и падение аналитической философии // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. С. 454-466.
  • Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997. 452 с.
  • Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 63-177.
  • Херрманн Ф.-В. фон. Временность вот-бытия и время бытия // Ф.-В. фон Херрманн. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля: сб. Минск: Пропилеи, 2000. C. 149-166.
  • Херрманн Ф.-В. фон. Гуссерль-Хайдеггер и «сами вещи» // Ф.-В. фон Херрманн. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля: сб. Минск: Пропилеи, 2000. C. 11-27.
  • Херрманн Ф.-В. фон. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля // Ф.-В. фон Херрманн. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля: сб. Минск: Пропилеи, 2000. C. 28-73.
  • Inwagen P. van. Being, Existence and Ontological commitment // Metametaphysics. New Essays on the Foundations of Ontology. Oxford: Clarendon Press, 2009. P. 472-507.
  • Inwagen P. van. McGinn on Existence // The Philosophical Quarterly. 2008. No. 230. P. 36-58. x.
  • DOI: 10.1111/j.1467-9213.2008.534
  • Inwagen P. van. Meta-ontology // Erkenntnis. 1998. Vol. 48, no. 2-3. P. 233-250.
  • DOI: 10.1023/a:1005323618026
  • Inwagen P. van. What is Metaphysics? // Metaphysics: the Big Questions. Malden: Blackwell, 1998. P. 1-15.
Еще
Статья научная