Парадигма церковно-государственных отношений у архиепископа Феофана (Прокоповича): от Средневековья к Новому времени

Автор: Бежанидзе Георгий Вениаминович, Титова Анна Олеговна

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 6 (95), 2020 года.

Бесплатный доступ

Архиепископ Феофан (Прокопович) является главным идеологом петровской эпохи и выразителем доктрины синодальной реформы церковного управления. Цель настоящей статьи - выявление места и значения доктрины архиепископа Феофана (Прокоповича) в ряду нововременных европейских учений о государстве и Церкви. В первой части статьи авторы формулируют характерные черты средневековой модели церковно-государственных отношений в, так называемых, «императорской» и «папской» версиях. Затем прослеживается история появления различных теорий церковно-государственных отношений, включая «переходные» концепции и выделяются отличительные признаки нововременной модели. Во второй части статьи рассматриваются представления архиепископа Феофана (Прокоповича) о природе государственной власти, прежде всего, для выявления его отношения к теории «общественного договора», и экклезиологические взгляды сподвижника императора Петра I. Проведенное исследование позволяет отнести доктрину архиепископа Феофана (Прокоповича) к первой средневековой модели, несмотря на то, что он активно использовал терминологию естественного права.

Еще

Архиеп. феофан (прокопович), церковно-государственные отношения, теория общественного договора, новое время, средние века, экклезиология, территориализм, коллегиализм

Короткий адрес: https://readera.org/140250835

IDR: 140250835   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2020_6_25

Список литературы Парадигма церковно-государственных отношений у архиепископа Феофана (Прокоповича): от Средневековья к Новому времени

  • Воскресенский (1945) - Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра I. Редакции и проекты законов, заметки, доклады, доношения, челобитья и иностранные источники. Т. I: Акты о высших государственных Установлениях. М.; Л., 1945.
  • Пуфендорф (2011) - Пуфендорф С. О должности человека и гражданина по закону естественному: Русский перевод 1726 г. / Лингвистическое издание, словоуказатель, комментарии подг. В. М. Круглов. СПб., 2011.
  • Утвержденная грамота (1904) - Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова / С предисл. С. А. Белокурова. М., 1904.
  • Феофан Прокопович (2013) - Феофан Прокопович. Розыск исторический коих ради вин и в яковом разуме были и нарицалися императоры римские, как и языческие, так и христианстии, понтифексами… // Хондзинский П., прот. "Ныне мы все болеем теологией…": из истории русского богословия предсинодальной эпохи. М., 2013. С. 326-352
  • Феофан Прокопович (1722а) - Феофан Прокопович, архиеп. Правда воли монаршей. М., 1722.
  • Феофан Прокопович (1722б) - Феофан Прокопович. Христовы о блаженствах проповеди толкование. СПб.,1722
  • Феофан Прокопович (1753) - Феофан Прокопович. Первое учение отроком. Киев, 1753.
  • Феофан Прокопович (1761) - Феофана Прокоповича… слова и речи поучительные, похвальные и поздравительные: в 3 ч. СПб., 1761.
  • Феофан Прокопович (1774) - Феофан Прокопович. Рассуждение о книзе Соломоновой, нарицаемой Песнь Песней. М., 1774.
  • Феофан Прокопович (1796) - Феофан Прокопович. Диалогисм, сиесть Беседа о догматех Православныя Церкви. М. 1796.
  • Феофан Прокопович (1961) - Феофан Прокопович. Сочинения. М., 1961.
  • Франсиско де Витория (2014) - Франсиско де Витория. Первая лекция о церковной власти / Пер. Марей А. В. // Социологическое обозрение. 2014. Т. 13. № 3.
  • Церковные новеллы (2007) - Церковные новеллы св. императора Юстиниана I (527-565 гг.) в современном русском переводе: Из опыта работы над проектом // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2007. Вып. 17.
  • Mainzer Ordo (1935) - Mainzer Ordo // Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte (Kanonistische Abteilung). 1935. Bd. 24.
  • Mirbt (1934) - Mirbt C. Quellen zur Geschichte des Papsttums und des römischen Katholizismus. Tübingen, 1934.
  • Бугров (2016) - Бугров К. Д., Киселев М. А. Естественное право и добродетель: Интеграция европейского влияния в российскую политическую культуру ХVIII века. Екатеринбург, 2016.
  • Бухаркин (2009) - Бухаркин П. Е. Феофан Прокопович и духовно-интеллектуальные движения петровской эпохи // Христианское чтение. 2009. № 9-10.
  • Верховской (1916) - Верховской П. В. Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент. К вопросу об отношениях Церкви и государства в России: в 2 т. Ростов-на-Дону, 1916.
  • Гурвич (1915) - Гурвич Г. "Правда воли монаршей" Феофана Прокоповича и ее западноевропейские источники. Юрьев, 1915.
  • Живов (2004) - Живов В. М. Из церковной истории времен Петра Великого. М., 2004.
  • Карташев (1959) - Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Париж, 1959. Т. 2.
  • Лотман (1982) - Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Отзвуки концепции "Москва - Третий Рим" в идеологии Петра I // Художественный язык Средневековья. М., 1982.
  • Лысяков (2004) - Лысяков В. Б. Людовик XIV и церковь // Французский ежегодник, 2004.
  • Иоанн Максимович (1936) - Иоанн (Максимович), свт. Происхождение закона о престолонаследии. Шанхай, 1936.
  • Несмиянова (1998) - Несмиянова О. В. Учение о церкви Феофана Прокоповича: Историко-религиоведческая реконструкция: дис. … канд. филос. наук. СПб., 1998.
  • Суини (2006) - Суини М. Лекции по средневековой философии. Вып. 2:. Средневековая политическая философия Запада. М., 2006.
  • Титова (2019) - Титова А. О. Сакральность королевской власти и ее отношение к экклезиологии в оттоновско-салиевское время // Монарх и монархия. К 150-летию со дня рождения императора Николая II и 100-летию убиения царской семьи М., 2019. С. 59-74.
  • Успенский (1996) - Успенский Б. А. Избранные труды. Т. I: Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1996.
  • Флоровский (2006) - Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Минск, 2006.
  • Фуко (2011) - Фуко М. Безопасность, территория, население. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1977-1978 учебном году. СПб., 2011.
  • Хондзинский (2010) - Хондзинский П. свящ. Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи. М., 2010.
  • Хондзинский (2013) - Хондзинский П., прот. "Ныне мы все болеем теологией…": из истории русского богословия предсинодальной эпохи. М., 2013.
  • Эллинек (2004) - Эллинек Г. Общее учение о государстве. М., 2004.
  • Barshack (2006) - Barshack L. The communal body, the corporate body, and the clerical body: an anthropological reading of the Gregorian reform // Sacred and Secular in Medieval and Early Modern Cultures. New York, 2006. P. 101-121.
  • Congar (1971) - Congar Y. Die Lehre von der Kirche von Augustinus bis zum Abenländischen Schisma. Handbuch der Dogmengeschichte. Bd III/c. Herder, 1971.
  • Dagron (1996) - Dagron G. Empereur et prêtre. Étude sur le "césaropapisme" byzantine. Paris, 1996.
  • Dunning (1905) - Dunning W. A. A History of Political Theories from Luther to Montesquieu. London, 1905.
  • Dvornik (1966) - Dvornik F. Early Christian and Byzantine Political Philosophy: Origins and Background. Vol. II. Washington, 1966.
  • Erkens (2003) - Erkens F. Vicarius Christi - sacratissimus legislator - sacra majestas // Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte. Kanonistische Abteilung. 2003. Bd. 89 (1). S. 1-55.
  • Heckel (1968) - Heckel M. Staat und Kirche nach den Lehren der evangelischen Juristen Deutschlands in der ersten Hälfte des 17. Jahrhunderts. Munich, 1968.
  • Heckel (1987) - Heckel M. Episkopalsystem u. Territorialsystem // Herzog / Kunst / Schlaich / Schneemelcher (Hg.) Evangelisches Staatslexikon, 3 Aufl. Stuttgart, 1987.
  • Härtel (1970) - Härtel, H.-J. Byzantinisches Erbe und Orthodoxie bei Feofan Prokopovic. Wurzburg, 1970.
  • Jeand‘Heur (1991) - Jeand‘Heur B. Der Begriff der.,Staatskirche" in seiner historischen Entwicklung // Der Staat. 1991. Vol. 30. No. 3. S. 442-467.
  • Jellinek (1900) - Jellinek G. Allgemeine Staatslehre. Berlin, 1900.
  • Kölmel (1970) - Kölmel W. Regimen Christianum. Wege u. Ergebnisse des Gewaltenverhaeltnisses u. des Gewaltenverstaendnisses (8 bis 14 Jah). Berlin, 1970.
  • Körntgen (2009) - Körntgen L. Sakrales Königtum und Entsakralisierung in der Polemik um Heinrich IV // Heinrich IV (Vorträge und Forschungen 69). Ostfildern, 2009. S. 127-160.
  • Kosuch (2011) - Kosuch, A. Abbild und Stellvertreter Gottes. Der König in herrschaftstheoretischen Schriften des späten Mittelalters. Böhlau, 2011.
  • Lehmann (2013) - Lehmann R. M. Die Transformation des Kirchenbegriffs in der Frühaufklärung. Tübingen, 2013.
  • Schlaich (1997) - Schlaich K. Gesammelte Aufsaetze. Kirche und Staat von der Reformation bis zum Grudgesetz. Tübingen, 1997.
  • Schlaich (1969) - Schlaich K. Kollegialtheorie: Kirche, Recht und Staat in der Aufklaerung. München, 1969.
  • Schölderle (2011) -Schölderle T. Fehlperzeptionen der staatsphilosophischen Vertragstheorie // Zeitschrift für Politik. Neue Folge. Vol. 58. №. 1 (März 2011). S. 51-72.
  • Spitz (1953) - Spitz L. W. Luther's Ecclesiology and His Concept of the Prince as Notbischof // Church History. 1953. Vol. 22. № 2 (Jun.). P. 113-141.
  • Stupperich (1936) - Stupperich R. Staatsgedanke und Religionspolitik Peters des Grossen. Berlin, 1936.
  • Stürner (1987) - Stürner W. Peccatum und Potestas. Der Sündenfall und die Entstehung der herrscherlichen Gewalt im mittelalterlichen Staatsdenken. (Beiträge zur Geschichte und Quellenkunde des Mittelalters, Bd. 11). Sigmaringen, 1987.
  • Sweeney (2000) - Sweeney M. Medieval Political Philosophy. Xavier University, 2000.
  • Tellenbach (1936) - Tellenbach G. Libertas: Kirche und Weltordnung im Zeitalter des Investiturstreites. Leipzig, 1936.
  • Thompson (1969) - Thompson W. D. J. Cargill. The ‘two kingdoms' and the ‘two regiments': some problems of luther's "zweireichelehre" // The Journal of Theological Studies. New Series, 1969. Vol. 20. № 1 (April). P. 164-185.
  • Tutino (2010) - Tutino S. Empire of Souls. Robert Bellarmine and the Christian Commonwealth. New York, 2010.
  • Καραγιαννόπουλος (1992) - Καραγιαννόπουλος Ι. Ε. Η πολιτική θεωρία των βυζαντινών. Θεσσαλονίκη, 1992.
Еще
Статья научная