Отражение эмоционального опыта в культуре финно-угорских народов

Автор: Константин Михайлович Романов

Журнал: Финно-угорский мир @csfu-mrsu

Рубрика: Культурология

Статья в выпуске: 1 т.13, 2021 года.

Бесплатный доступ

Введение. Представлена характеристика эмоциональной культуры группы финно-угорских народов, отражающей накопленный обществом эмоциональный опыт и являющейся неотъемлемой частью общей культуры. В ее содержание входят психологические знания, практические умения и навыки управления эмоциями и чувствами, отношение к людям. Цель исследования – выявить эмоциональное содержание культуры финно-угорских народов. Материалы и методы. Для реализации поставленной цели применялась методика психологического анализа языка как важнейшего носителя эмоциональной культуры. В качестве объекта анализа были использованы словари четырех финно-угорских народов: коми, удмуртов, мари и эрзи. Предметом психологического анализа выступили слова, отражающие эмоциональные явления. Были задействованы два параметра анализа эмоциональных категорий: знак и форма эмоциональных явлений. Результаты исследования и их обсуждение. Анализ показал, что эмоциональный опыт занимает важное место в языке и культуре исследуемых финно-угорских народов. В их языках насчитывается в среднем 315 эмоциональных категорий, отражающих разнообразные по содержанию и форме эмоциональные явления. Это свидетельствует о широте эмоционального опыта этнических групп. Данный показатель характеризуется незначительными отклонениями от среднего значения, что говорит о близости эмоционального опыта народов. В нем находят отражение все основные формы эмоциональных явлений: эмоциональные процессы, эмоциональные феномены, эмоциональные свойства и состояния, эмоциональные свойства действий. Обнаружены этнические особенности в количественном соотношении указанных параметров. Установлено, что доминирующее место в структуре эмоционального опыта занимают негативные эмоции при минимальном различии между данными этническими группами. Заключение. Эмоциональная реальность входит в сферу жизненных интересов людей и осваивается ими. Она находит отражение в культуре любого, в том числе финно-угорского, народа. Однако этнические особенности их эмоционального опыта и эмоциональной культуры остаются неизученными. Перспективной является задача создания целостной концепции эмоциональной культуры каждого финно-угорского народа, включающей знания об эмоциях и чувствах, приемы управления ими и отношение к людям.

Еще

Человек, культура, язык, финно-угорский народ, эмоциональная культура, структура эмоциональной культуры, эмоциональный опыт, этнические особенности эмоционального опыта.

Короткий адрес: https://sciup.org/147218498

IDR: 147218498   |   DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.01.79-89

Список литературы Отражение эмоционального опыта в культуре финно-угорских народов

  • Актуальные проблемы исследования финно-угорской культуры: моногр. / Н. Ф. Мокшин, Е. Н. Ломшина, М. В. Логинова и др. Саранск: Изд-во Мордов. унта, 2014. 164 с.
  • Баляев С. И. Этническая идентичность эрзян и мокшан: опыт этнопсихологического анализа: моногр. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2013. 108 с.
  • Бабенко Л. Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1989. 182 с.
  • Василюк Ф. Е. Переживание и молитва: опыт общепсихол. исслед. М.: Смысл, 2005. 190 с.
  • Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. 487 с.
  • Гагаев А. А., Кудаева Н. В. Угро-финский космо-психо-логос. Саранск: [б. и.], 2009. 614 с.
  • Изард К. Э. Психология эмоций: пер. с англ. СПб.: Питер, 1999. 464 с.
  • Маслова В. А. Лингвокультурология. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 204 с.
  • Полевая А. И. Проблема отражения эмоций в языке // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 17. С. 84–86.
  • Романов К. М. Психологическая культура личности. М.: Когито-Центр, 2015. 314 с.
  • Романов К. М. Психологическое содержание традиционных свадебных обрядов мордвы // Актуальные проблемы семьи у финно-угорских народов: материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. М., 2013. С. 99–107.
  • Романов К. М. Этнические особенности эмоционального опыта удмуртского народа и народа коми // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 1 (10). С. 91–96.
  • Романов К. М. Этнические особенности эмоциональной культуры финно-угорских народов // Актуальные проблемы психологии развития личности: сб. науч. ст. Гродно, 2014. С. 86–91.
  • Романов К. М., Романов Д. К., Тирских Н. В. Психологическое содержание традиционного обряда прощания у народа эрзя // Вестник Мордовского университета. 2014. № 3. С. 98–101.
  • Романова О. Н., Романов Д. К. Сравнительный анализ исторически ранних форм психологической культуры русского и мордовского народов // Финно-угорский мир. 2012. № 2. С. 120–122.
  • Уорф Б. Л. Наука и языкознание // Новое в лингвистике. М., 1960. Вып. 1. С. 170–181.
  • Ekman P. Emotions revealed: Recognizing F a c e s a n d F e e l i n g s t o I m p r o v e Communication and Emotional Life. 2nd edition. New York: Times Books, 2007. 142 p.
  • Leary M. R., Kovalsky R. M. Impression management: a literature review and twocomponent model // Psychological bulletin. 2013. Vol. 107, no. 1. Р. 34–47.
  • Li D. et al. Empathy in Chinese Eight-Year Medical Program Students: Differences by School Year, Educational Stage, and Future Career Preference // BMC Medical Education. 2018. Vol. 18. P. 241–250. DOI:10.1186/s12909-018-1348-2.
Еще
Статья научная