Особенности субъектной структуры монодрамы и позиция читателя / зрителя

Автор: Павлов Андрей Михайлович

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Теория литературы

Статья в выпуске: 1 (44), 2018 года.

Бесплатный доступ

Предлагаемая работа посвящена описанию субъектной структуры монодраматического произведения. Основной тезис, доказываемый в статье: установка монодрамы на сценический показ «постоянного» или «переменно-го» отношения «единого действующего» к самому себе приводит к изменению свойств поэтики драматического произведения, а именно создает эстетически вы-годные условия для возникновения гротеска на уровне его субъектной архитектоники. Анализ субъектной структуры монодрамы показывает, что в ней личность изображается не как цельное монологическое единство, а как неклассическое дву-единство: «я - другой». Монодраматическая художественная целостность, пред-полагающая созерцание «единым действующим» не только мира вокруг, но и са-мого себя, становится продуктивной формой в драме как литературном роде для изображения сознания, локализованного «на границе перехода от «он» к «я», как «поля, напряженно живущего между этими полюсами» (С.Н. Бройтман).

Еще

Монодрама, субъектная структура драмы, гротеск, позиция читателя / зрителя

Короткий адрес: https://readera.org/14914687

IDR: 14914687

Список литературы Особенности субъектной структуры монодрамы и позиция читателя / зрителя

  • Бройтман С.Н. Историческая поэтика. Теория литературы. В 2 т./под ред. Н.Д. Тамарченко. Т. 2. М., 2004.
  • Бройтман С.Н. Поэтика русской классической и неклассической лирики. М., 2008.
  • Евреинов Н. Введение в монодраму. СПб., 1909.
  • Евреинов Н. В школе остроумия. М., 1998.
  • Казачков Е. Человек. doc Олег Кулик//Поэтика русской драматургии рубежа ХХ-ХХI веков. Кемерово, 2012. С. 250-271.
  • Купченко Т.А. «Фамилия содержания»: лирическое начало в драматургии Владимира Маяковского, Ивана Вырыпаева и Павла Пряжко//Поэтика русской драматургии рубежа ХХ-ХХI веков. Кемерово, 2012. С. 36-51.
  • Тюпа В.И. Трагизм//Теория литературы: в 2 т./под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2004. Т. 1. С. 62-64.
  • Хализев В.Е. Драма как род литературы. М., 1986.
  • Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности//Вопросы философии. 1994. № 10. С. 112-123.
  • Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура. М., 2007.
Статья научная