Основные направления научных изысканий Е. Г. Дэвлет

Автор: Леванова Е. С., Король Г. Г.

Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran

Рубрика: Исследования наскального искусства

Статья в выпуске: 257, 2019 года.

Бесплатный доступ

Ссмотрены основные направления исследований Е. Г. Дэвлет (19652018) первобытного искусства, преимущественно петроглифов. В основе подхода ученого к теме - знакомство с памятниками наскального искусства в широком географическом диапазоне (от Северной Евразии до Южной Америки), а также собственный экспедиционный опыт. Фундаментальная научная проблема, которой посвящены многие работы Е. Г. Дэвлет, - определение ареалов наскального искусства, среди них - впервые выделенная Амуро-Уссурийская провинция. Среди других направлений - интерпретация сюжетов наскального искусства в контексте миграционных теорий и диффузии идей, а также комплексный подход к вопросам петроглифоведения на основе привлечения этнографических и фольклорных материалов. Отдельные темы последних лет - расширение и совершенствование методики изучения наскального искусства, в том числе на основе современных цифровых технологий, а также вопросы сохранения и развития памятников как объектов культурного наследия и туризма.

Еще

Наскальное искусство, первобытное искусство, петроглифы, культурное наследие, историография, библиография е. г. дэвлет

Короткий адрес: https://sciup.org/143171200

IDR: 143171200

Список литературы Основные направления научных изысканий Е. Г. Дэвлет

  • Агеева Э. Н., Дэвлет Е. Г., Ребрикова Н. Л., 1996. Результаты обследования, перспективы сохранения и использования памятников наскального искусства озера Байкал // Археологическое наследие Байкальской Сибири. Вып. 1 / Ред. Г. И. Медведев. Иркутск: Изд-во Ин-та географии Сибирского отделения РАН. С. 111-115.
  • Беднарик Р., Дэвлет Е. Г., 1993. Консервация памятников наскального искусства Верхней Лены // Памятники наскального искусства. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН. С. 7-24.
  • Беднарик Р., Дэвлет Е. Г., 1993. Проблемы консервации памятников наскального искусства Верхней Лены // Современные проблемы изучения петроглифов / Ред. О. С. Советова. Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. ун-та. С. 37-48.
  • Гиря Е. Ю., Дроздов Н. И., Дэвлет Е. Г., Макулов В. И., 2011. О работах по трасологическому изучению петроглифов Шалаболино // Наскальное искусство в современном обществе (к 290-летию научного открытия Томской писаницы): материалы конф. Т. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат. С. 201-207. (Труды Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства; вып. VIII.)
  • Гиря Е. Ю., Дэвлет Е. Г., 2010. Некоторые результаты разработки методики изучения техники выполнения петроглифов пикетажем // Уральский исторический вестник. № 1 (26). С. 107-118.
  • Гиря Е. Ю., Дэвлет Е. Г., 2012. Об исследовании техники выполнения изображений на скалах // Проблемы истории, филологии, культуры. № 1 (35). С. 158-178.
  • Дэвлет Е. Г., 1996. О скелетном стиле в наскальном искусстве (азиатско-американские параллели) // Жречество и шаманизм в скифскую эпоху: материалы Междунар. конф. / Ред. А. Ю. Алексеев и др. СПб. С. 173-174.
  • Дэвлет Е. Г., 1996. Сюжеты наскальных изображений Антильских островов // Американские индейцы: новые факты и интерпретации / Отв. ред. В. А. Тишков. М.: Наука. С. 221-241.
  • Дэвлет Е. Г., 1998. Азиатские параллели центральноамериканским монументальным изваяниям (стили "лейк", "субтиаба", "чонталес") // Сибирь в панораме тысячелетий: материалы Междунар. симпозиума. Т. 1. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН. С. 180-186.
  • Дэвлет Е. Г., 1999. О некоторых тенденциях в исследовании наскальных изобРАжений // РА. № 2. С. 75-85.
  • Дэвлет Е. Г., 2000. Антропоморфные наскальные изображения в рентгеновском стиле и мифологический сюжет об обретении шаманского дара // АЭАЕ. № 2. С. 88-95.
  • Дэвлет Е. Г., 2000. Художественные изделия из камня индейцев Центральной Америки. М.: Научный мир. 247 с.
  • Дэвлет Е. Г., 2002. Наскальные росписи Сьерра-де-Сан-Франсиско, полуостров Калифорния // История и семиотика индейских культур Америки. М.: Наука. С. 361-372.
  • Дэвлет Е. Г., 2002. Памятники наскального искусства: изучение, сохранение, использование. М.: ИА РАН. 240 с.
  • Дэвлет Е. Г., 2004. Шаманизм и образы наскального искусства // Сакральное глазами "профанов" и "посвященных": материалы междунар. интердисциплинарного науч.-практ. конгресса. М.: Ин-т этнологии и антропологии. С. 228-237. (Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам; т. 10, ч. 2.)
  • Дэвлет Е. Г., 2014. К вопросу о технико-технологических особенностях петроглифов Пегтымеля // РА. № 3. С. 66-78.
  • Дэвлет Е. Г., 2014. Трансокеанские аналогии антропоморфным изображениям Сибири и Дальнего Востока // Архаическое и традиционное искусство: проблемы научной и художественной интерпретации: материалы Всерос. (с междунар. участием) науч. конф. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН. С. 26-33.
  • Дэвлет Е. Г., 2015. Новая реальность наскального искусства // Наука из первых рук. № 5/6 (65/66) (декабрь). С. 108-125.
  • Дэвлет Е. Г., 2015. Новые материалы к проблеме Тихоокеанских аналогий изображениям личин в наскальном искусстве Амура и Уссури // КСИА. Вып. 241. С. 68-78.
  • Дэвлет Е. Г., 2018. "Прозрачная" плоть: к интерпретации антропоморфных изображений на Шигирском идоле // Уральский исторический вестник. № 1 (58). С. 20-28.
  • Дэвлет Е. Г., Гиря Е. Ю., 2011. "Изобразительный пласт" в наскальном искусстве и исследование техники выполнения петроглифов Северной Евразии // Древнее искусство в зеркале археологии: сб. науч. тр., посвящ. 70-летию Д. Г. Савинова. Кемерово: Кузбассвузиздат. С. 186-201. (Труды Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства; вып. VII.)
  • Дэвлет Е. Г., Дэвлет М. А., 2005. Мифы в камне // Мир наскального искусства: сб. докл. Междунар. конф. / Отв. ред. Е. Г. Дэвлет. М.: ИА РАН. С. 75-78.
  • Дэвлет Е. Г., Дэвлет М. А., 2005б. Мифы в камне. Мир наскального искусства России. М.: Алетейа. 472 с.
  • Дэвлет Е. Г., Дэвлет М. А., 2011. Сокровища наскального искусства Северной и Центральной Азии [Электронный ресурс]. М.: ИА РАН. 382 с. Режим доступа: https://www.archaeolog.ru/media/books_2011/Devlet.pdf. Дата обращения: 25.10.2019.
  • Дэвлет Е. Г., Кочанович А. В., Миклашевич Е. А., Слободзян М. Б., 2005. Петроглифы Пегтымеля: сорок лет спустя // Мир наскального искусства: сб. докл. Междунар. конф. / Отв. ред. Е. Г. Дэвлет. М.: ИА РАН. С. 79-91.
  • Дэвлет Е. Г., Ласкин А. Р., 2017. Петроглифы на р. Кия в Хабаровском крае // КСИА. Вып. 249. Ч. 1. С. 167-172.
  • Дэвлет Е. Г., Миклашевич Е. А., Мухарева А. Н., 2012. Материалы к своду петроглифов Чукотки (изображения в скоплениях I-III на Кайкуульском обрыве) // Изобразительные и технологические традиции в искусстве Северной и Центральной Азии / Ред.: О. С. Советова, Г. Г. Король. М.; Кемерово: Кузбассвузиздат. С. 203-283. (Труды Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства; вып. IX.)
  • Дэвлет Е. Г., Пахунов А. С., Житенев В. С., Зоткина Л. В., Грешников Э. А., 2017. Вопросы междисциплинарных исследований технологических особенностей и состояния сохранности объектов изобразительной деятельности // Мультидисциплинарные методы в археологии: новейшие итоги и перспективы: материалы Междунар. симпозиума (22-26 июня 2015 г., г. Новосибирск) / Отв. ред.: В. И. Молодин, С. Хансен. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН. С. 44-59.
  • Дэвлет М. А., Дэвлет Е. Г., 1999. Изображения шаманов в наскальном искусстве // 60 лет кафедре археологии МГУ им. М. В. Ломоносова: тез. докл. М. С. 86-89.
  • Дэвлет М. А., Дэвлет Е. Г., 2003. Шаманские петроглифы горы Устю-Мозага в Саянском каньоне Енисея // Степи Евразии в древности и средневековье: материалы конф., посвящ. 100-летию со дня рождения М. П. Грязнова. Кн. 2 / Ред. Ю. Ю. Пиотровский. СПб.: Изд-во ГЭ. С. 40-43.
  • Кочанович А. В., Дэвлет Е. Г., 2006. Об изготовлении резервных и выставочных копий петроглифов Кай-куульского обрыва // Пегтымельская тетрадь / Ред. Е. Г. Дэвлет. М.: ИА РАН. С. 47-50.
  • Ласкин А. Р., Дэвлет Е. Г., Леванова Е. С., 2019. Исследование Амуро-Уссурийской провинции наскального искусства // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. № 1 (94). С. 25-37.
  • Окладников А. П., 1968. Лики древнего Амура. Петроглифы Сакачи-Аляна. Новосибирск: Западно-Сибирское кн. изд-во. 240 с.
  • Окладников А. П., 1971. Петроглифы Нижнего Амура. Л.: Наука. 329 с.
  • Окладников А. П., 1977. Взаимодействие древних культур Тихого океана (на материалах петроглифов) // Проблемы археологии Евразии и Северной Америки / Отв. ред. Н. Л. Членова. М.: Наука. С. 41-49.
  • Devlet E., 2001. Rock art and the material culture of Siberian and Central Asian shamanism // The archaeology of shamanism / Ed. N. Price. London: Routledge. P. 43-55.
  • Devlet E., Devlet M., 2002. Siberian shamanistic rock art // Spirits and Stones. Shamanism and Rock Art in Central Asia and Siberia. Poznań: Instytut Wschodni Uniwersytetu im. AdamaMickiewicza. P. 120-136.
Еще
Статья научная