Осмысление совести и сознания в русской лингвокультуре

Бесплатный доступ

Рассматривается концептуальная диада «совесть» и «сознание» в русской лингвокультуре, выражающая бинарную сущность глубинного и поверхностного знания, отраженную в корнях слов ведать и знать . Выявлены понятийные, образные и ценностные признаки этих ментальных образований. Показано, что концептуализация совести в понятийном аспекте разворачивается как оценка человеком своих поступков с точки зрения данного и должного, конкретизируется в образном плане в предметных и биоморфных метафорах и содержит в ценностном измерении моральные и утилитарные предписания вести себя в соответствии с идеальным представлением о человеческих взаимоотношениях. Концептуализация сознания в понятийном плане проявляется как выделение признаков осмысленного бытия, в образно-перцептивном - вместилище, зеркало и живое существо, в ценностном - главный индикатор личности. Отмечено, что дискурсивная специфика осмысления совести и сознания состоит в том, что морально-этическая тематика затрагивается преимущественно в обиходной, художественной, религиозной и публицистической сферах общения, в то время как рационально-философская - в научной и педагогической сферах коммуникации. Показано, что с позиций рационального объяснения внутреннего мира человека совесть выступает как разновидность сознания, с позиций смысложизненных ценностей сознание является рационально организованной системой представлений о действительности как часть целостного мировосприятия. Сделан вывод о том, что противопоставление двух основных типов знания соответствует важнейшей антиномии «сердце и ум», организующей внутренний мир человека в том числе через языковое осмысление совести и сознания.

Еще

Знание, информация, самооценка, картина мира, концепт, семантика

Короткий адрес: https://readera.org/149129976

IDR: 149129976   |   DOI: 10.15688/jvolsu2.2019.2.7

Список литературы Осмысление совести и сознания в русской лингвокультуре

  • Анненкова А. В., 2010. Статус понятия «совесть» как социально-философской категории//Известия Волгоградского государственного педагогического университета. № 3 (47). С. 17-21.
  • Арутюнова Н. Д., 2000. О стыде и совести//Логический анализ языка. Языки этики. М.: Языки русской культуры. С. 54-78.
  • Бажжани Л., 1995. Лексико-синтаксическая сочетаемость глаголов знания в русском языке на фоне словацкого языка: автореф. дис. … канд. филол. наук. М. 20 с.
  • Барсукова С. А., 2013. Концептуальное поле феномена «совесть» в психологии//Психологический журнал. Т. 34, № 1. С. 36-44.
  • Библер B. C., 1990. Нравственность. Культура. Современность: Философские размышления о жизненных проблемах//Этическая мысль: Научно-публицистические чтения/редкол.: A. A. Гусейнов . М.: Политиздат. С. 16-57.
  • Бочкарёв А. Е., 2016. К определению концепта «совесть» в русской языковой картине мира//Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. № 1. С. 41-53.
  • Верещагин Е. М., Костомаров В. Г., 2005. Язык и культура. М.: Индрик. 1038 с.
  • Витязев Ю. В., 2010. Смысловые модификации концепта «совесть» в русской лингвокультуре//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. № 4. С. 157-161.
  • Воловикова М. И., 2011. К проблеме психологического исследования совести//Психологические исследования духовно-нравственных проблем/отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М.: Ин-т психологии РАН. С. 71-86.
  • Воловикова М. И., Мустафина Л. Ш., 2012. Использование русских народных пословиц и поговорок в исследовании социальных представлений о совести//Знание, понимание, умение. № 3. С. 34-36.
  • Воловикова М. И., Мустафина Л. Ш., 2016. Представления о совести в российском менталитете. М.: Ин-т психологии РАН. 143 с.
  • Воркачев С. Г., 2016. «Реликтовое чувство»: порядочность по данным корпусной лингвистики//Вестник Кемеровского государственного университета. № 3. С. 111-116.
  • Горбачевич В. А., 1955. Из истории развития лексической группы глаголов знания и производных от них имен существительных в английском языке: автореф. дис канд. филол. наук. Ленинград. 12 с.
  • Гучепшокова С. А., 2011. Архетипический концепт «лицо/честь/совесть»: когнитивный и лингвокультурный аспекты (на материале русского, адыгского, английского и французского языков): автореф. дис канд. филол. наук. Майкоп. 29 с.
  • Дженкова Е. А., 2005. Концепты «стыд» и «вина» в русской и немецкой лингвокультурах: автореф. дис канд. филол. наук. Волгоград. 22 с.
  • Дмитровская М. А., 1985. Глаголы знания и мнения: значение и употребление: автореф. дис.. канд. филол. наук. М. 22 с.
  • Ермакова О. П., 2000. Концепты «совесть» и «зависть» в их языковом выражении//Русский язык сегодня: сб. ст. Вып. 1. М: Азбуковник. С. 375-385.
  • Загоровская О. В., Шевченко И. С., 2014. Семантическая многоплановость слова «совесть» в русском языке и русской духовной культуре (по данным лингвистических и энциклопедических словарей и справочников)//Филологические науки. Вопросы теории и практики. № 10, ч. 2. С. 54-58.
  • Зиброва Г. Е., 1973. Лексико-семантическая группа глаголов знания в немецком языке (семасиологическое исследование на материале двух синхронных срезов): автореф. дис канд. филол. наук. Калинин. 23 с.
  • Злобина Н. И., 1976. Семантика основных глаголов знания в современном немецком языке и их синтаксические и словообразовательные потенции: автореф. дис канд. филол. наук. М. 24 с.
  • Знаков В. В., 1999. Психология понимания правды. СПб.: Алетейя. 279 с.
  • Ивина Т. Н., 1975. Диахронический анализ валентных свойств глаголов «Знания» (на материале ранненовоанглийского и современного английского языка): автореф. дис канд. филол. наук. Минск. 25 с.
  • Карасик В. И., 2002. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена. 477 с.
  • Колосова Л. И., 1998. Концепт «совесть» в концептосфере русского и французского языков//Язык и национальное сознание. Воронеж: ВГУ. С. 88-89.
  • Лекторский В. А., 2010. Сознание//Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 3. М.: Мысль. С. 704-707.
  • Леонтьев А. Н., 2004. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл: Академия. 352 с.
  • Литвинов В. П., 2013. Герменевтика совести//Герменевтический круг: текст -смысл -интерпретация. Вып. 2. Армавир; Пятигорск; Ставрополь: Изд-во АГПИ. C. 172-236.
  • Литвинов В. П., 2015. Концептуализация совести//Герменевтический круг: текст -смысл -интерпретация. Вып. 4. Армавир: Изд-во АГПИ. С. 46-56.
  • Маркевич Ю. В., 2009. Концепт «совесть» в русской лингвокультуре (на материале паремиологии)//Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. № 2. С. 27-30.
  • Мусаева Ш. Д., 2014. Лингвокультурологический анализ концепта «совесть» в аварской и немецкой языковых картинах мира: автореф. дис канд. филол. наук. Махачкала. 23 с.
  • Мустафина Л. Ш., 2016. Представления о совести как индикатор нравственно-психологического состояния личности//Психологические исследования личности: история, современное состояние, перспективы/отв. ред. М. И. Воловикова, А. Л. Журавлев, Н. Е. Харламенкова. М.: Ин-т психологии РАН. С. 275-288.
  • Муфазалова Л. С., 2011. Концепт совесть в русской языковой картине мира//Вестник Иркутского государственного технического университета. № 11 (58). С. 352-357.
  • Ндьяй Б., 2002. Семантические и функциональные характеристики лексико-семантической группы глаголов знания: автореф. дис канд. филол. наук. М. 22 с.
  • Нурмухамбетова О. У., 2004. Образное основание фразеологических единиц, составляющих концепты «дух» и «совесть»//Единицы языка и их функционирование: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 10. Саратов: . С. 105-109.
  • Отарова Л. И., 2015. Концепт «Gewissen» в немецком языковом пространстве: автореф. дис.. канд. филол. наук. Пятигорск. 26 с.
  • Панова Е. Ю., 2018. Совесть//Концептосфера «духовность»: трансформация смыслов в медиатизированном социуме: словарь/под ред. В. В. Антроповой. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та. С. 269-288.
  • Пименов Е. А., 2004. Концепт Gewissen «совесть» в немецкой языковой картине мира//Концепт. Образ. Понятие. Символ: коллектив. моногр. Кемерово: Графика. С. 21-35.
  • Прокопенко А. В., 1999. Семантико-синтаксическая организация предложений с пропозициональными глаголами знания, полагания и воображения в современном английском языке: автореф. дис канд. филол. наук. Иркутск. 24 с.
  • Рубинштейн С. Л., 2003. Бытие и сознание. Человек и мир. М.; СПб.: Питер. 512 с.
  • Симонов П. В., 1985. О двух разновидностях неосознаваемого психического: под-и сверхсознания//Бессознательное: природа, функции, методы исследования: в 5 т. Т. 4. Тбилиси: Мецниереба. С. 152-158.
  • Слышкин Г. Г., 2004. Лингвокультурные концепты и метаконцепты. Волгоград: Перемена. 340 с.
  • Спиркин А. Г., 1972. Сознание и самосознание. М.: Политиздат. 303 с.
  • Степанов Ю. С., 2004. Константы: словарь русской культуры. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академический Проект. 991 с.
  • Стефанский Е. Е., 2008. Концепт «совесть» в русской, польской и чешской лингвокультурах//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 72. С. 124-131.
  • Сундуй Г. Д., Бадмаева Ц. А., 2013. Модели совести в традиционных представлениях евразийских народов//Научная мысль Кавказа. № 3. С. 45-48.
  • Урысон Е. В., 2000. Голос разума и голос совести//Логический анализ языка. Языки этики. М.: Языки русской культуры. С. 184-189.
  • Хомутова Е. В., 1972. Глаголы со значением передачи и приобретения знаний в научном языке современной физики: автореф. дис канд. филол. наук. М. 22 с.
  • Шахманова Б. Г., 2008. Морально-этический концепт «совесть» в кумыкской и русской языковых картинах мира (на материале фразеологических и паремиологических единиц): автореф. дис канд. филол. наук. Махачкала. 26 с.
  • Яндиева А. И., 2010. Лингвосемантическая концептосфера абстрактного имени со значением «честь, совесть» в разносистемных языках: автореф. дис канд. филол. наук. Пятигорск. 24 с.
  • Ausubel D. P., 1955. Relationships between shame and guilt in the socializing process//Psychological Review. № 62. P. 378-390.
  • Klass E. T., 1990. Guilt, shame, and embarrassment: Cognitive-behavioral approaches//Handbook of social and evaluation anxiety/ed. H. Leitenberg. New York: Plenum. P. 385-414.
  • Tangney J. P., 1995. Shame and guilt in interpersonal relationships//Selfconscious emotions: Shame, guilt, embarrassment, andpride/eds. J. P. Tangney, Fischer. New York: Guilford Press. P. 114-139.
Еще
Статья научная