«Орнамент оттенков»: о символике цвета в романе Андрея Белого «Москва»

Автор: Шарапенкова Наталья Геннадьевна

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Литературоведение

Статья в выпуске: 3 т.42, 2020 года.

Бесплатный доступ

Цель работы - представить один из путей интерпретации недостаточно изученного романа Андрея Белого «Москва» (1926-1932) через выявление символики цветовых решений при описании Первопрестольной и при воссоздании образов двух героев-антагонистов. Для анализа взяты три цвета: желтый, красный и золотой, а также их индивидуально-авторские оттенки и модификации (леопардовый, пепельно-желтый), составляющие вместе с другими (черным, серым и т. д.) единый цветовой «орнамент» всего произведения. Декодировка (интерпретация) цветовых решений в тексте позволила показать их происхождение через обращение к переписке писателя и воспоминаниям, выстроить связи с ранними творениями Андрея Белого символистского периода, выйти к глубинному идейному плану произведения. Делается вывод о специфике индивидуального стиля писателя, в котором цвет обладает повышенной знаковостью и семиотичностью. Намечен один из путей «прочтения» (интерпретации) одного из сложнейших художественных произведений ХХ века, что позволит в дальнейшем выстроить творческую эволюцию Белого-прозаика, а также вписать роман в литературный ландшафт отечественной культуры ХХ века.

Еще

Андрей белый, поэтика цвета, символика цвета, москва, роман "москва", антропософия, символизм

Короткий адрес: https://sciup.org/147226586

IDR: 147226586   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2020.461

Список литературы «Орнамент оттенков»: о символике цвета в романе Андрея Белого «Москва»

  • Андрей Белый и Иванов-Разумник. Переписка 1913-1932 гг. / Публ., вступ. ст. и коммент. А. В. Лаврова и Дж. Мальмстада. СПб.: Atheneum: Феникс, 1998. 736 с.
  • Андрей Белый и П. Н. Зайцев. Переписка // Зайцев П. Н. Воспоминания / Сост. М. Л. Спивак; Вступ. ст. Дж. Малмстада, М. Л. Спивак. М.: Новое лит. обозрение, 2008. С. 361-543.
  • Астащенко Е. В. Способ создания образа города в романе Андрея Белого "Москва" // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Литературоведение. Журналистика. 2012. № 4. С. 44-53.
  • Барковская Н. В. Под знаком Гераклита. Идейно-художественное своеобразие романа А. Белого "Москва" // Русская литература 20 века. Вып. 1. Екатеринбург, 1992. С. 94-104.
  • Белый А. Дом-музей М. А. Волошина // Воспоминания о Максимилиане Волошине. М.: Сов. писатель, 1990. С. 506-510.
  • Белый А. Как мы пишем // Андрей Белый. Проблемы творчества. М.: Сов. писатель, 1988. С. 10-19.
  • Белый А. Мастерство Гоголя. М.: МАЛП, 1996. 351 с.
  • Бугаева К. Н. Воспоминания об Андрее Белом. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2001. 448 с.
  • Воронский А. К. Мраморный гром (Андрей Белый) // Андрей Белый: pro et contra. Личность и творчество Андрея Белого в оценках и толкованиях современников / Сост., вступ. ст., коммент. А. В. Лаврова. СПб., 2004. С. 765-793.
  • Делекторская И. Б. Маски и "маски" Андрея Белого [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.utoronto.ca/tsq/22/delektorskaya22.shtml (дата обращения 02.02.2020).
  • Иванов-Разумник. "Москва": план ненаписанной статьи // Андрей Белый. Публикации. Исследования. М.: ИМЛИ РАН, 2002. С. 133-143.
  • Ишимбаева Г. Г. Фаустиана по-антропософски ("Москва" Андрея Белого) // Ишимбаева Г. Г. Русская фаустиана ХХ века. М.: Флинта, 2002. С. 54-86.
  • Кожевникова Н. А. Евангельские мотивы в романе Андрея Белого "Москва" // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX вв. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1995. С. 493-504.
  • Коно В. Мотив "глаза" в романе "Москва" А. Белого // Андрей Белый в изменяющемся мире: к 125-летию со дня рождения / Сост. М. Л. Спивак, Е. В. Наседкина, И. Б. Делекторская. М.: Наука, 2008. С. 489-498.
  • Ку стова Г. И. Языковые проекты Вяч. Иванова и Андрея Белого: философия языка и магия слова // Вячеслав Иванов. Архивные материалы и исследования. М.: Языки слав. культур, 1999. С. 383-411.
  • Лавров А. В. Мифотворчество аргонавтов // Миф - фольклор - литература. Л.: Наука, 1978. С. 137-170.
  • Магомедова Д. М. Мотивы "Страшной мести" Н. Гоголя в романном цикле А. Белого "Москва" // Андрей Белый в изменяющемся мире: к 125-летию со дня рождения / Сост. М. Л. Спивак, Е. В. Наседкина, И. Б. Делекторская. М.: Наука, 2008. С. 398-403.
  • Михайлов А. В. Языки культуры. М.: Языки русской культуры, 1997. 909 с.
  • Оболенска Д. Путь к посвящению. Антропософские мотивы в романах Андрея Белого. Gdansk, 2009. 274 с.
  • Паперный В. А. Белый и Гоголь // Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. Единство и изменчивость историко-литературного процесса / Ученые записки Тартуского университета. Тарту, 1982. Вып. 604. С. 112-126.
  • Пискунов В. Из наблюдений над текстом романа "Москва" // Пискунов В. М. Чистый ритм Мнемозины. М.: Альфа М, 2005. С. 175-185.
  • Семьян Т. Ф. О визуальном облике прозы Андрея Белого// Андрей Белый в изменяющемся мире: к 125-летию со дня рождения / Сост. М. Л. Спивак, Е. В. Наседкина, И. Б. Делекторская. М.: Наука, 2008. С. 499-507.
  • Спивак М. Л. Андрей Белый - мистик и советский писатель. М.: РГГУ, 2006. С. 354-365.
  • Спивак М. Л. "Золотое руно" Задопятова: аргонавтизм // Спивак М. Л. Андрей Белый - мистик и советский писатель. М.: РГГУ, 2006. С. 317-323.
  • Тимина С. И. Забытая классика (роман Андрея Белого "Москва") // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2016. № 1 (179). С. 20-25.
  • Шарапенкова Н. Г. Роман "Москва" Андрея Белого и "Фауст" И.-В. Гете в контексте антропософии Р. Штайнера // Ученые записки Петрозаводского гос. университета. Сер. Общественные и гуманитарные науки. 2013. № 1 (130). С. 63-67.
  • Эйхенбаум Б. "Москва" Андрея Белого // Андрей Белый: pro et contra. Личность и творчество Андрея Белого в оценках и толкованиях современников / Сост., вступ. ст., коммент. А. В. Лаврова. СПб., 2004. С. 755-757.
  • Cooke Olga M. Gogol's "Strashnaia mest" and Bely's prose fiction: the role of Karma // Russian Language Journal. 1989. XLIII. Nos. 145-146. P. 71-84.
  • Cooke Olga M. The Muscovite King Lear: Ocular motifs in Andrei Belyi's "Moscow" novels // Canadian Review of Comparative Literature. 1992. Vol. XIX. No 4. December. P. 585-595.
Еще
Статья научная