Обычаи и обряды, связанные с национальной узбекской одеждой (конец ХIX - начало ХX в.)

Автор: Гайбуллаева Юлдуз Анваровна

Журнал: Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования @jurnal-gumanitary

Рубрика: История

Статья в выпуске: 2 (42), 2018 года.

Бесплатный доступ

Введение. История национальной узбекской одежды берет начало из древних времен и для каждого региона имеет свои особенности. Одежда кроме эстетических функций отвечает климатическим условиям и родоплеменным традициям. Поэтому тема представленной работы является актуальной. Цель статьи заключается в анализе национальной узбекской одежды, которая отражает традиции, что уходят в корни и этническую историю народа, социальные отношения, верования, эстетические идеалы. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является анализ повседневной, ритуальной одежды, позволяющий выявить особенности обычаев и обрядов, связанных с национальной одеждой. Материалы и методы. Для детального изучения информации автором были использованы различные методы. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить тенденции формирования исторического процесса, проникать в сущность явлений. Он предполагает типологизацию исторических явлений, которая определяет их сущностные характеристики от вторичных, необязательных. Результаты исследования и обсуждение. Автором было установлено, что историческое развитие национальной женской одежды тесно связано с природными, экономическими условиями эпохи, эстетическими и нравственными требованиями, общим художественным стилем, отдельными событиями. В конце XIX в. национальный женский костюм в Узбекистане оставался в целом традиционным. Традиционная одежда определяла этническое происхождение женщины, ее социальное и семейное положение, возраст. Обязательной составляющей женского костюма были украшения из золота или серебра. Серьги, подвески, браслеты и кольца, имели вид туморов - «оберегов», наличие несшитого традиционного восточного узора, подчеркивало семейное положение и статус женщины. Заключение. Установлено, что этнодизайн является средством эстетического развития личности и необходим для накопления традиционного культурного опыта. Современный конструктивизм и традиции народного искусства кажутся попыткой объединить несовместимое. Современный дизайн является продуктом нового этапа в развитии цивилизации, причин и последствий промышленности и коммерции в совокупности.

Еще

Женский костюм, платья, головные уборы, ювелирные украшения, элементы декора

Короткий адрес: https://sciup.org/147218313

IDR: 147218313   |   DOI: 10.15507/2078-9823.042.018.201802.133-141

Список литературы Обычаи и обряды, связанные с национальной узбекской одеждой (конец ХIX - начало ХX в.)

  • Карабаев У. Этнокультура. - Ташкент: ИПАК «Шарк», 2005. - 185 с.
  • Ундерова Л. В. Узбекская народная одежда конца ХIХ - ХХ в. - Ташкент: Фан, 1994. - 104 с.
  • Хакимова Г. А. Обрядная одежда узбекских женщин // Молодой ученый. - 2017. - № 3. - С. 628-631.
  • Fensham R. Undressing and Dressing Up: Natural Movement's Life in Costume. Dancing Naturally: Nature, Neo-Classicism and Modernity in Early Twentieth-Century Dance - London: Palgrave Macmillan UK, 2011. - 312 р.
  • Maxwell A. Folk Costumes as National Uniforms Patriots Against Fashion: Clothing and Nationalism in Europe's Age of Revolutions. - London: Palgrave Macmillan UK, 2014. - 267 р.
  • Venkatasamy N., Vadicherla T. Ethnic Styles and Their Local Strengths. Ethnic Fashion. - Singapore: Springer Singapore, 2016. - 315 р.
Статья научная