Образы художников в ранней прозе Д. С. Мережковского (на материале романов "Юлиан Отступник", "Леонардо да Винчи" и "Итальянских новелл")

Автор: Баликова Мария Сергеевна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 2 (41), 2017 года.

Бесплатный доступ

В сознании Д.С. Мережковского всегда важное место занимала фигура художника. В статье исследуется его ранняя проза. В центре внимания - образы художников в произведениях писателя 1890-х - начала 1900-х гг. Исследование проводится на материале романов «Юлиан Отступник», «Леонардо да Винчи» и «Итальянских новелл». Помимо обращения к текстам разных жанров, новизна представленного в статье подхода к теме состоит в том, что автор анализирует образы как мастеров изобразительных искусств, так и артистических натур, не являющихся профессиональными живописцами или скульпторами, но обладающих эстетическим взглядом на мир. Делается вывод, что с образами художников (как в узком, так и в широком смысле) в произведениях Мережковского связана идея синтеза разнородных явлений, таких как наука и вера, разум и чувство, созерцание и действие и др.

Еще

Мережковский, образ художника, изобразительные искусства, эстетическое мировосприятие, синтез явлений

Короткий адрес: https://sciup.org/14914604

IDR: 14914604

Список литературы Образы художников в ранней прозе Д. С. Мережковского (на материале романов "Юлиан Отступник", "Леонардо да Винчи" и "Итальянских новелл")

  • Минц З.Г. О трилогии Д.С. Мережковского «Христос и Антихрист//Мережковский Д.С. Христос и Антихрист: трилогия. Т. 1. М., 1989. С. 9.
  • Панченко Дм. Леонардо и его эпоха в изображении Д.С. Мережковского//Мережковский Д.С. Воскресшие боги. Леонардо да Винчи. М., 1990. С. 635.
  • Дефье О.В. Д. Мережковский: преодоление декаданса. (Раздумья над романом о Леонардо да Винчи). М., 1999. С. 109.
  • Суханова И.А. Созвучие искусств в романе Д.С. Мережковского «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)»//Русская речь. 2006. № 4. С. 23.
  • Холиков А.А. Дмитрий Мережковский: из жизни до эмиграции: 1865-1919. СПб., 2010. С. 49.
  • Баццарелли Э. Заметки о романе Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи»//Д.С. Мережковский. Мысль и слово. М., 1999. С. 52.
  • Колобаева Л.А. Тотальное единство художественного мира (Мережковский-романист)//Д.С. Мережковский. Мысль и слово. М., 1999. С. 12.
  • Сарычев Я.В. Смысл творчества и проблема «андрогинного» статуса личности в романах Д.С. Мережковского//Русская литература и эстетика конца XIX -начала XX в.: проблема человека. Сб. I. Липецк, 1999. С. 34.
  • Дефье О.В. Д. Мережковский: преодоление декаданса. (Раздумья над романом о Леонардо да Винчи). М., 1999. С. 72.
  • Девятайкина Н.И. Исторические личности как ренессансные типы у Д.С. Мережковского (По новелле «Превращение»)//История и филология: проблемы научной и образовательной интеграции на рубеже тысячелетий. Петрозаводск, 2000. С. 49.
Еще
Статья научная