Образ воительницы в поэме "Царь-девица": к вопросу о характерологии М. Цветаевой (статья вторая)

Автор: Зусева-Озкан Вероника Борисовна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 1 (40), 2017 года.

Бесплатный доступ

Статья продолжает анализ поэмы-сказки «Царь-Девица» в аспекте характерологии М. Цветаевой. Детально обсуждаются андрогинность героев, мена гендерными ролями. Описываются языческие и христианские, а также демонические и ангельские элементы в образе заглавной героини. Проводится сравнение с фольклорными источниками. Это сказки на сюжеты 400*В «Царь-девица» (вариант типа «Муж ищет исчезнувшую или похищенную жену») и 551 «Молодильные яблоки» (по указателю Н.П. Андреева). Делается вывод о том, что если сюжетная основа и была почерпнута Цветаевой из сказок типа 400*В, а некоторые особенности характерологии сближают героиню поэмы с женским персонажем сказок типа 551, то в основном характер героини восходит к былинам, где испытывается обычное соотношение силы и слабости, мужского и женского, причем женский персонаж оказывается заведомо и неоспоримо сильнее мужского. Поэма подробно сопоставляется с былинами «Женитьба Добрыни» и «Настасья Никулична». В итоге утверждается, что благодаря разветвленной системе мотивов и ассоциаций заглавная героиня объединяет две трактовки Царь-Девицы, представленные в лирике Цветаевой: это и дева-стихия, удалая богатырка, напоминающая о героине былин, и сакральное существо, преодолевшее все земное, святой воин. Поэма являет собой апогей первой из двух названных тенденций в творчестве Цветаевой, что, по-видимому, объясняется фольклорными источниками поэмы-сказки.

Еще

Царь-девица, дева-воительница, андрогин, св. георгий, сказка, былина, настасья никулична

Короткий адрес: https://sciup.org/14914587

IDR: 14914587

Список литературы Образ воительницы в поэме "Царь-девица": к вопросу о характерологии М. Цветаевой (статья вторая)

  • Зусева-Озкан В.Б. Образ воительницы в поэме «Царь-Девица»: к вопросу о характеро-логии М.
  • Цветаевой. (Статья первая)//Новый филологический вестник. 2016. № 4 (39). С. 71-86.
  • Цветаева М. Собрание сочинений: в 7 т. М., 1994-1997.
  • Топорков А.Л. Заговоры в русской рукописной традиции XV-XIX вв.: история, символика, поэтика. М., 2005. С. 210.
  • Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: в 4 т. М., 1957. Т. 2. С. 109.
  • Зусева-Озкан В.Б. Дева-воительница в литературе русского модернизма. Бра-даманта у Л. Ариосто и
  • Браманта у М. Кузмина//Русская литература. 2016. № 1. С. 125.
  • Новик Е.С. Система персонажей русской волшебной сказки. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/novik8.htm (дата обращения 08.08.2016).
  • Андреев Н.П. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне. Л., 1929. С. 32.
  • Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974. С. 72-74.
  • Kroth A.M. Androgyny as an Examplary Feature of Marina Tsvetaeva's Dichoto-mous Poetic Vision//Slavic Review. 1979. Vol. 38. № 4. P. 572-573.
  • Полякова С.В. К вопросу об источниках поэмы Цветаевой «Царь-Девица»//Russica-81: литературный сборник. New York, 1982. C. 228.
  • Корепова К.Е. Русская лубочная сказка. Нижний Новгород, 1999.
  • Женитьба Добрыни//Добрыня Никитич и Алеша Попович. М., 1974. С. 171.
  • Добрыня Никитич и Алеша Попович. М., 1974. С. 395-396.
  • Цветаева М. Неизданное. М., 1997. С. 430.
  • Фаминцын А.С. Божества древних славян. М., 2014. С. 490; Миллер Вс. Очерки русской народной словесности. М., 2015. С. 105; Буслаев Ф.И. Русский богатырский эпос//Русский вестник. 1862. Т. 41. № 10. С. 557.
  • Анненский И.Ф. Символы красоты у русских писателей//Анненский И.Ф. Книги отражений. М., 1979. С. 133-134.
  • Песни собранные П.Н. Рыбниковым: в 3 т. Изд. 2-е. М., 1909. Т. 1. С. 424.
Еще
Статья научная