Образ Христа: первообраз как предмет изображения в иконопочитании (на материале текстов представителей Парижской богословской школы)

Автор: Шахбазян Марина Анатольевна, Шахбазян Карапет Геворкович

Журнал: Историческая и социально-образовательная мысль @hist-edu

Рубрика: Социальная структура, социальные институты и процессы

Статья в выпуске: 6 т.13, 2021 года.

Бесплатный доступ

Проблема иконопочитания давно разрешена в православном богословии. Однако в начале ХХ века в трудах религиозных философов русского модернизма она была вновь поднята в контексте «софийного истолкования» образа. Священником Павлом Флоренским и протоиереем Сергием Булгаковым была предпринята попытка интерпретировать святоотеческое представление об образе и изобразимости первообраза в платоническом духе. После октябрьского переворота обсуждение данной проблемы переместилось за границу, в частности в Париж, где сформировалась так называемая «парижская богословская школа». Одним из ведущих авторов «богословия иконы» стал Л.А. Успенский, чьи взгляды оказали существенное влияние на современных богословов, философов и искусствоведов, занимающихся изучением иконы. Целью настоящего исследования стало выявление специфики богословия парижской школы в области иконологии. Задачи исследования - провести анализ взглядов Л.А. Успенского и его последователей, сравнить их со святоотеческим учением об образе. В работе использовались историко-сравнительный метод, метод герменевтической интерпретации (историческая распознающая интерпретация). В результате анализа выявлено несоответствие взглядов «парижан» на предмет изображения учению защитников иконопочитания, которые полагали, что невозможно изобразить созерцаемое сверхчувственно, на него можно только указать.

Еще

Икона, образ, первообраз, символ, природа, ипостась, личность, духовная реальность

Короткий адрес: https://sciup.org/149139098

IDR: 149139098   |   DOI: 10.17748/2219-6048-2021-13-6-65-83

Статья научная