Неклассический субъект видения. Часть II

Автор: Комаров Сергей Владимирович, Лумпова Мария Анатольевна

Журнал: Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология @fsf-vestnik

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 3 (47), 2021 года.

Бесплатный доступ

Статья является продолжением исследования, представленного в статье «Неклассический субъект видения. Часть I», и посвящена анализу событийности неклассического субъекта. В основу анализа неклассической субъективности авторами положен предложенный В. Беньямином трехчастный механизм силы дистанции, силы взгляда и силы памяти. Рассматривается концепт образа как посредника, с помощью которого субъект восстанавливает утерянную дистанцию с миром. Обсуждаются концепции неклассического субъекта визуальности Ж.-П. Сартра и Ж. Диди-Юбермана как различные типы трансформации силы взгляда и роли памяти в неклассическом видении. Анализу подвергаются важные элементы концепта «скудного образа» Ж.-П. Сартра: критика наивного понимания имманентности сознания и мира, образов как слабой копии объекта наблюдения, разработка специфической данности в образе через дистантное присутствующее отсутствие вещи. Показано, что теория «скудного образа» разрывает ирреальные объекты образного сознания и чувственно воспринимаемый мир на два не связанных друг с другом полюса. Поэтому в концепции Сартра отношения субъекта с миром - как в образном, так и чувственном постижении реальности - оказываются проблематическими. В теории Ж. Диди-Юбермана, построенной на реорганизации понимания ауры в технически воспроизводимом искусстве, дается более глубокое понимание образа. Присутствие, равно как и отсутствие вещей мира, не выступают как оторванные друг от друга, но оказываются диалектическим единством игры близи и дали (Fort-Da). В статье рассматривается это диалектическое понимание отношений субъекта и мира, выступающее как непрекращающаяся ритмика приближения-удаления видимого объекта. В таком событийном пространстве видения nothem (Д. Джослит) вещь превращается в гибридный объект, а человек предстает как мерцающий субъект видения.

Еще

Визуальная культура, современный субъект, мерцающий субъект, гибридный объект, воображаемое, сартр, диди-юберман, диалектический образ

Короткий адрес: https://sciup.org/147236913

IDR: 147236913   |   DOI: 10.17072/2078-7898/2021-3-423-432

Список литературы Неклассический субъект видения. Часть II

  • Анчел Е. Мифы потрясенного сознания. М.: Политиздат, 1979. 176 с.
  • Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. М.: AdMarginem, 2011. 272 с.
  • Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избр. эссе. М.: Медиум, 1996. С. 15-65.
  • Бирнбаум Д. Хронология. М.: Новое лит. обозрение, 2007. 116 с.
  • Вирилио П. Машина зрения. СПб.: Наука, 2004. 144 с.
  • Джослит Д. Помещая живопись в контекст времени: лекция. 2019. URL: https://www.youtube.com/watch?v=R0mmaE8malk (дата обращения: 20.01.2021).
  • Диди-Юберман Ж. То, то мы видим, то, что смотрит на нас. СПб.: Наука, 2001. 264 с.
  • Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. 415 с.
  • Комаров С.В. Метафизика и феноменология субъективности: исторические пролегомены к фундаментальной онтологии сознания. СПб.: Алетейя, 2007. 736 с.
  • Комаров С.В., Лумпова М.А. Неклассический субъект видения. Часть I // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2021. Вып. 2. С. 179-190. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-2-179-190
  • Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб.: Владимир Даль, 2001. 336 с.
  • Монин Н. Сартр. М.: РИПОЛ классик, 2019. 416 с.
  • Рыклин М.К. Роман с фотографией // Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. М.: AdMarginem, 2011. С. 216-260.
  • СартрЖ.-П. Воображение // Логос. 1992. № 3. С. 98-115.
  • Сартр Ж. -П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000. 639 с.
  • Сартр Ж. -П. Основополагающая идея феноменологии Гуссерля: интенциональность // Сартр Ж.-П. Проблемы метода. М.: Академ. проект, 2008. С. 177-180.
  • Сартр Ж. -П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. СПб.: Наука, 2001. 319 с.
  • Слинин Я.А. На подступах к экзистенциализму: размышления Ж.-П. Сартра о воображении и воображаемом // Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. СПб.: Наука, 2001. С. 5-48.
  • Соколова Л.Ю. Ж.-П. Сартр и Г. Башляр: две феноменологические концепции воображения // Размышления о философии на перекрестке второго и третьего тысячелетий. СПб.: 2002. C. 141-150.
  • Adorno T. W. On Subject and Object // Adorno T.W. Critical models: Interventions and Catchwords. N.Y.: Columbia University Press, 2005. P. 245-258.
  • Ball Ch., Barker M., Edwards E., Kolich T., Mitchell W.J. T., Morgan D., Nakassis C. V. Opening Up the Indexicality of the Image, Again: A Virtual Roundtable // Semiotic Review. 2020. Vol. 9: Images. URL: https://semioticreview.com/ojs/index.php/sr/article/view /62 (accessed: 20.01.2021).
  • Theory, Culture & Society. 2020. Vol. 37, iss. 4. July. URL: https://journals.sagepub.com/toc/tcsa/37/4 (accessed: 20.01.2021).
Еще
Статья научная