Научно-богословское осмысление истории в IV-V веках: попытки и тенденции

Автор: Легеев Михаил Викторович, Зинковский Станислав Анатольевич, Зинковский Евгений Анатольевич

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 4 (81), 2018 года.

Бесплатный доступ

Настоящая статья продолжает цикл статей авторов, посвящнных развитию богословия истории в святоотеческой мысли [Легеев и др., 2018a; Легеев, 2018c; Легеев, 2018b]. Несмотря на то, что проблема истории отходит в IV-V вв. на второй план перед насущнейшими для Церкви вопросами триадологии и христологии, именно она оказывается в эпицентре внимания самых грандиозных попыток богословского синтеза этой эпохи. Будучи в целом не лишены множества проблем, богословские системы Евагрия Понтийского и блаженного Августина Иппонского представляют ценный материал для изучения развития взглядов на историю, на ее закономерности и их отношения к свободе человека, на участие в исторических процессах Святой Троицы, Церкви и отдельной человеческой личности. Современники Евагрия и блж. Августина, такие как отцы каппадокийцы, прпп. Макарий Египетский и Иоанн Кассиан, вносят свой ценный вклад в проблематику исторических процессов, корректируя наиболее очевидные недостатки и ошибки их взглядов на историю.

Еще

Богословие (теология) истории, христианская историософия, церковь, святая троица, синергия, свобода, евагрий понтийский, блаженный августин, преподобный макарий египетский, преподобный иоанн кассиан

Короткий адрес: https://sciup.org/140246593

IDR: 140246593   |   DOI: 10.24411/1814-5574-2018-10078

Список литературы Научно-богословское осмысление истории в IV-V веках: попытки и тенденции

  • Августин Иппонский, блж. О Граде Божием: в 4 т. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. Т. 2. 336, 10 с.
  • Августин Иппонский, блж. О Граде Божием: в 4 т. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. Т. 3. 284 с.
  • Августин Иппонский, блж. О Граде Божием: в 4 т. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. Т. 4. 412 с.
  • Августин Иппонский, блж. О Троице: в 2 ч. М.: Образ, 2005. Ч. 2.512 с.
  • Августин Иппонский, блж. О христианском учении//Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья: в 2 т. СПб.:Изд-во РХГИ; Амфора, 2008. Т. 1. С. 66-112.
  • Августин Иппонский, блж. О свободе воли//Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья: в 2 т. СПб.: Изд-во РХГИ; Амфора, 2008. Т. 1. С. 25-65.
  • Августин Иппонский, блж. О предопределении святых. 2:6. URL: htps://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-predopredelenii-svjatykh/#0_2(дата обращения: 03.07.2018).
  • Григорий Богослов, свт. Песнопения таинственные. Слово 9//Он же. Собрание творений: в 2 т. Сергиев Посад, 1994. Т. 2. С. 37-41.
  • Евагрий Понтийский. Послание о вере//Он же. Творения:аскетические и богословские трактаты. М.: Мартис, 1994. С. 142-156.
  • Евагрий Понтийский. Слово о молитве//Он же. Творения:аскетические и богословские трактаты. М.: Мартис, 1994. С. 76-93.
  • Евагрий Понтийский. Умозрительные главы//Он же. Творения: аскетические и богословские трактаты. М.: Мартис, 1994. С. 120-122.
  • Евагрий Понтийский. Послание к Мелании//Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. М.; СПб.: Никея;Изд-во РХГА, 2009. С. 477-497.
  • Ипполит Римский, сщмч. Толкования на книгу пророка Даниила//Он же. О Христе и антихристе. СПб.: Библиополис, 2008. С. 47-199.
  • Иоанн Синайский, прп. Лествица. М.: Правило веры, 1997. 672 с.
  • Легеев М., свящ. Патрология. Период Древней Церкви: с хрестоматией.СПб.: Изд-во СПбДА, 2015. 592 с.
  • Легеев М., свящ. Логика церковной истории: труд, торжество, кенозис//Христианское чтение. 2017. № 6. С. 51-63.
  • Легеев М., свящ. Предание и антипредание//Христианское чтение.2017. № 4. С. 44-54.
  • Легеев М., свящ. Свобода и закономерности в истории//Труды кафедры богословия СПбДА. 2017. № 1. С. 143-155.
  • Легеев М., свящ. Смысл истории: торжество или кенозис Церкви? К постановке вопроса//Христианское чтение. 2017. № 5. С. 33-43.
  • Легеев М., свящ. Богословие истории и актуальные проблемы экклезиологии. СПб.: Изд-во СПбДА, 2018. 312 с.
  • Легеев М., свящ. Вклад александрийской школы III века в богословие истории//Христианское чтение. 2018. № 3. С. 45-59.
  • Легеев М., свящ. Научно-богословское осмысление истории у мужей апостольских и апологетов: развитие и Предание//Христианское чтение. 2018. № 2.С. 10-24.
  • Легеев М., свящ., Мефодий (Зинковский), иером., Кирилл (Зинковский), иером. Путь Церкви: аскеза, таинства, кафолическая полнота//Христианское чтение.2017. № 3. С. 57-80.
  • Легеев М., свящ., Мефодий (Зинковский), иером., Кирилл (Зинковский), иером. Научно-богословское осмысление истории у мужей апостольских и апологетов: от Святой Троицы к человеку//Христианское чтение. 2018. № 1. С. 34-45.
  • Легеев М., свящ., Мефодий (Зинковский), иером., Кирилл (Зинковский), иером. Периодизация «Эпохи утраченной экумены»: взгляд со стороны богословия истории //Русско-Византийский вестник. 2018. № 1. С. 64-72.
  • Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви//Он же. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2013. С. 7-378.
  • Мефодий (Зинковский), иером. Термин «προαίρεσις» и богословие личности//ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. 2014. Т. VIII (2).С. 312-327.
  • Максим Исповедник, прп. Главы о любви//Он же. Творения: в 2 т. М.: Мартис, 1993. Т. 1. С. 96-145.
  • Максим Исповедник, прп. Мистагогия//Он же. Творения: в 2 т. М.: Мартис, 1993. Т. 1. С. 154-184.
  • Фокин А. Р. Формирование тринитарной доктрины в латинской патристике. М.: ОЦАД, 2014. 782 с.
  • S. Augustini De baptisimo contra dondtistas libri septem//PL43. P. 107-244.
  • S. Augustini In epistolam Joannis ad parthos//PL 35. P. 1977-2062.
  • S. Augustini In Joannis Evangelium//PL 35. P. 1379-1976
Еще
Статья научная