Нарративный компонент в искусстве балета: к постановке проблемы

Автор: Воротынцева Ксения Александровна, Маликов Евгений Валерьевич

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Теория литературы

Статья в выпуске: 1 (40), 2017 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблеме изучения классического балета с позиции нарратологии. Классический танец исследуется в рамках широкого и узкого подхода к пониманию нарративности. Затрагивается проблема слабой нарративизации балета, о которой свидетельствует его тесная связь с мифом. Кроме того, рассматривается историческая зависимость балета от вербальной основы. Отмечается, что после реформ Ж.-Ж. Новерра классический танец как вид зрелища обрел самостоятельность и выработал средства для рассказывания истории, одним из которых является пантомима. Также затрагиваются способы передачи точки зрения в балетном спектакле: от освещения и костюмов до музыки. Анализируется событийность, создаваемая средствами музыкального монтажа.

Еще

Балет, нарратив, интермедиальность, точка зрения, событие, миф

Короткий адрес: https://sciup.org/14914599

IDR: 14914599

Список литературы Нарративный компонент в искусстве балета: к постановке проблемы

  • Шмид В. Нарратология. М., 2008. С. 20-21.
  • Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., 1970.
  • Тюпа В.И. Очерк современной нарратологии//Критика и семиотика. 2002. Вып. 5. С. 24.
  • Chatman S. Story and Discourse: Narrative Structure in Fiction and Film. London, 1980;
  • Поселягин Н.В. Кинофильм как объект и не-объект нарратологии//Narratorium. 2012. № 2 (4). URL: http:// href='contents.asp?titleid=51647' title='Narratorium'>Narratorium.rggu.ru/article.html?id=2628907 (дата обращения 20.12.2016);
  • Schmid W. The Selection and Concretization of Elements in Verbal and Filmic Narration//Beyond Classical Narration: Transmedial and Unnatural Challenges. Berlin; Bos-ton, 2014. P. 15-24;
  • Тюпа В.И. Нарратив и другие регистры говорения//Narratorium. 2011. № 1-2. URL: http:// href='contents.asp?titleid=51647' title='Narratorium'>Narratorium.rggu.ru/article.html?id=2027584 (дата обращения 20.12.2016).
  • Bernkopf A. Between Stage and Literature: Romantic Ballet’s Narrative Strategies//Working with Stories. Narrative as a Meeting Place for Theory, Analysis and Practice: Pro-ceedings from the 2nd ENN Conference. Kolding, 2011. P. 4-21;
  • Foster S. L. Choreography and Narrative: Ballet’s Staging of Story and Desire. Bloomington, 1996.
  • Новерр Ж.-Ж. Письма о танце. СПб., 2007.
  • Ryan M. L. Narration in Various Media//The Living Handbook of Narratology. Hamburg, 2012. URL: http://www.lhn.uni-hamburg.de/article/narration-various-media (ac-cessed 20.12.2016).
  • Маликов Е.В. Миф и танец. Опыт занимательной герменевтики. М., 2012. С. 35.
  • Ваганова А.Я. Основы классического танца. СПб., 2001.
  • Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 2008.
  • Маликов Е.В. Миф и танец. Опыт занимательной герменевтики. М., 2012.
  • Маликов Е.В. Формообразование сценического континуума в классическом балете и кордебалетные построения как символическая основа локуса спектакля//Academia: Танец. Музыка. Театр. Образование. 2011. № 3 (23). С. 31-38.
  • Маликов Е.В. Мифопоэтическое пространство фантастического балета и его герменевтика//Вестник ТГПУ. 2015. № 5 (158). С. 191-194.
  • Маликов Е.В. Герменевтический подход к балету «Лебединое озеро», или по-чему Зигфрид должен умереть в мифопоэтическом ландшафте указанного произведе-ния//Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусство-ведение. 2016. № 3 (23). С. 64-72.
  • Ванслов В.В., Суриц Е.Я. Балет//Балет: энциклопедия. М., 1981. С. 42.
  • Поселягин Н.В. Кинофильм как объект и не-объект нарратологии//Narratorium. 2012. № 2 (4). URL: http:// href='contents.asp?titleid=51647' title='Narratorium'>Narratorium.rggu.ru/article.html?id=2628907 (дата обращения 20.12.2016).
  • Schmid W. The Selection and Concretization of Elements in Verbal and Filmic Nar-ration//Beyond Classical Narration: Transmedial and Unnatural Challenges. Berlin; Boston. 2014. P. 21.
Еще
Статья научная