Национальная культура как основа государственного устройства в философии И.А. Ильина и в традиции русского либерализма

Автор: Евлампиев Игорь Иванович

Журнал: Культурологический журнал @cr-journal

Рубрика: Философское наследие И.А. Ильина

Статья в выпуске: 4 (22), 2015 года.

Бесплатный доступ

В статье освещаются взгляды И.А. Ильина на модель государственного устройства, основанную на принципах либеральной политической философии и особенностях национальной культуры.

Россия, либерализм, тоталитаризм, свобода, правосознание, творческая демократия, чичерин, культура, религия

Короткий адрес: https://sciup.org/170174345

IDR: 170174345

Список литературы Национальная культура как основа государственного устройства в философии И.А. Ильина и в традиции русского либерализма

  • Ильин И. А. Порядок или беспорядок? // Ильин И. А. Собр. соч. В 10 т. - М.: Русская книга, 1993-1999. Т.9-10. - С. 91.
  • Ильин И. А. О сущности правосознания // Ильин И. А. Собр. соч. В 10 т. Т. 4. С. 206.
  • Там же. С. 196.
  • Ильин И.А. Наши задачи: Статьи 1948-1954 гг. Книга I // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. Т. 2. Кн. I. С.449.
  • Там же. С. 89.
  • Чичерин. Б.Н. История политических учений. Т. 2. - СПб.: Изд-во РХГА, 2008. - С. 47-48.
  • Там же. С. 59.
  • Там же. С. 157.
  • Там же. С. 167.
  • Современные теоретики западного либерализма упорно подчеркивают, что их идеология существенно отличается от классического либерализма; однако все демонстрируемые ими отличия касаются вторичных, чисто политологических деталей. Если же иметь в виду именно философские основания политической теории, то никакой существенной разницы не обнаруживается, недаром в западной либеральной литературе самым уважаемым и часто упоминаемым автором остается Дж. Локк.
  • Чичерин Б. Н. Наука и религия. - М.: Республика, 1999. - С. 149.
  • Струве П. Б. Великая Россия. Из размышлений о проблеме русского могущества // Струве П. Б. Patriótica: Политика, культура, религия, социализм. - М.: Республика, 1997. - С. 54.
  • Струве П. Б. Национальный эрос и идея государства: Ответ кн. Е. Н. Трубецкому // Струве П. Б. Patriótica... С. 405-406.
  • Там же. С. 407.
  • См.: Трубецкой Е. Н. Великая революция и кризис патриотизма // Трубецкой Е.Н. Смысл жизни... С. 401.
  • Ильин И. А. О сущности правосознания... С. 174.
  • Там же. С. 232.
  • Там же. С. 236-237.
  • Там же. С. 258.
  • Там же. С. 274.
  • Об этом я писал во многих своих работах, см.: Евлампиев И. И. Религиозность русской философии как проблема // Вопросы философии.- 2012.- № 1; Евлампиев И. И. История русской метафизики в XIX-XX веках: Русская философия в поисках Абсолюта. В 2 т. - СПб.: Алетейя, 2000.
  • Владимир Бибихин считал, что великое значение эпохи Возрождения для всей европейской цивилизации было связано как раз с попыткой перейти от ложной церковной религиозности к истинной религиозности, растворенной в культуре, реализующей себя через великие памятники культуры. Как пишет Бибихин, «через все ступени отношений между ренессансной культурой и церковью неизменной проходит уверенность поэта, художника, ученого, что вдохновение, самопознание, духовное усилие лучше отвечают смыслу христианства чем обряд, ритуал, культ» (Бибихин В.В. Новый ренессанс. - М.: Наука; Прогресс-Традиция, 1998. - С. 358).
  • Франк С. Л. Религия и культура (по поводу новой книги Д. С. Мережковского) // Франк С. Л. Русское мировоззрение / Сост. и отв. ред. А. А. Ермичев. - СПб.: Наука, 1996. - С. 531.
  • Франк С. Л. Культура и религия (По поводу статьи о «Вехах» С. В. Лурье) // Франк С. Л. Русское мировоззрение... С. 559-560.
Еще
Статья научная