Мотив "пророчества о нашем дне" в "мужской" и "женской" лирике русского модернизма (статья первая)

Автор: Кузнецова Екатерина Валентиновна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 4 (51), 2019 года.

Бесплатный доступ

Мотив пророчества - заметное явление поэзии Серебряного века, наполненной эсхатологическими предчувствиями. Он присутствует как в «мужской», так и в «женской» лирике. В статье анализируются образные и лексические переклички, а также устойчивость и вариативность в воплощении и интерпретации мотива пророчества о грядущем ХХ в. в стихотворных произведениях таких авторов, как К. Случевский, Д. Мережковский, А. Блок, М. Волошин, А. Белый, Е. Кузьмина-Караваева, Т. Вечорка, Черубина де Габриак (Е. Дмитриева), Н. Львова, С. Парнок. В первой части статьи выявляются характерные сквозные компоненты мотивного комплекса, общие для авторов-мужчин. От К. Случевского к поздней поэме Андрея Белого тянется цепочка устойчивых сюжетных узлов: образ Демона / Сатаны / Люцифера, аллюзии на «Откровение Иоанна Богослова», описание будущих ужасных катастроф и судьба человека и человечества. Случевский и Блок еще видят в человеке силу, способную предотвратить катастрофу; стихотворения Волошина революционных лет уже наполнены предчувствием смерти. На лексическом и стилистическом уровнях Белый собирает, аккумулирует и фиксирует элементы значимых для него предшествующих текстов, связанных с темой Апокалипсиса и пророчеством о ХХ в. Основное изменение, которое претерпевает данный мотив в его поэме «Первое свидание», наполненной рефлексией над эпохой модернизма, состоит в коренном пересмотре роли человека в грядущих мировых катаклизмах. Из активного и решающего участника (К. Случевский) он становится бессильным свидетелем, обреченным на гибель.

Еще

К. случевский, д. мережковский, а. блок, м. волошин, а. белый, мотив пророчества, образ демона-сатаны, апокалипсис, "железный век"

Короткий адрес: https://sciup.org/149127213

IDR: 149127213   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2019-00102

Список литературы Мотив "пророчества о нашем дне" в "мужской" и "женской" лирике русского модернизма (статья первая)

  • Бальмонт К. Горные вершины. Сборник статей. М., 1904.
  • Баруткина М.О. Книга "Откровение Иоанна Богослова" в творческом диалоге Волошин - Достоевский // Уральский филологический вестник. 2014. № 5. С. 56-67.
  • Белый А. Апокалипсис в русской поэзии // Белый А. Собрание сочинений: в 14 т. Т. 8. М., 2012. С. 478-491.
  • Белый А. Собрание сочинений: в 14 т. Т. 5. М., 2010.
  • Белый А. Стихотворения и поэмы: в 2 т. Т. 2. СПб; М., 2006.
  • Бердяев Н.А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. Сборник статей. М., 1990. С. 215-233.
  • Библия в гравюрах Гюстава Доре с библейскими текстами по синодальному переводу. М., 2010.
  • Блок А. Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. Т. 3. М., 1997.
  • Блок А. Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. Т. 5. М., 1999.
  • Брюсов В.Я. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1987.
  • Волошин М. Собрание сочинений: в 13 т. Т. 1. М., 2003.
  • Голлербах Э. Рецензия на сборник А. Блока "Седое утро" // Вестник литературы. 1920. № 12. С. 10.
  • Долгополов Л.К. Поэмы Блока и русская поэма конца XIX - начала XX века. М; Л., 1964.
  • Дорничева Д.В. О происхождении и эволюции идеи возмездия в поэтическом сознании А. Блока // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9. 2009. Вып. 1. Часть 1. С. 9-16.
  • Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 14. Л., 1976.
  • Кибальник С.А. Достоевский в круге чтения и художественных трансформациях М.А. Волошина (на примере сонета "Трихины") // Что и как читали русские классики? (От круга чтения к стратегиям письма). СПб., 2017. С. 81-89.
  • Кузнецова Е.В. Поэма К. Случевского "Элоа" в контексте демонологического мифа // Новый филологический вестник. 2016. № 2. С. 61-77.
  • Левинсон А. Незрячий пророк: Новые книги Блока // Жар-птица. 1921. № 1. С. 43-44.
  • Магомедова Д.М. Проблема возмездия в творчестве Вяч. Иванова и Ал. Блока // Магомедова Д.М. Автобиографический миф в творчестве Ал. Блока. М., 1997. С. 52-63.
  • Мадигожина Н.В. К. Случевский и А. Блок (к постановке вопроса) // Проблема преемственности в литературном процессе. Алма-Ата, 1985. С. 96-104.
  • Мережковский Д.С. Стихотворения и поэмы. СПб., 2000.
  • Ревякина И.А., Магомедова Д.М., Соболев Л.И. "Возмездие". Комментарии // Блок А. Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. Т. 5. М., 1999. С. 381- 461.
  • Слободнюк С.Л. Апокалиптика русской литературы: К. Случевский и А. Блок // Историко-культурное и духовное наследие: традиции и современность. Материалы международной научно-практической конференции "IV Пюхтицкие чтения". СПб., 2015. С. 252-259.
  • Случевский К.К. Стихотворения и поэмы. СПб., 2004.
  • Смородинская Т. Константин Случевский. Несвоевременный поэт. СПб., 2008.
  • Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. 225
  • Тагер Е.Б. Мотивы "возмездия" и "страшного мира" в лирике A. Блока // Литературное наследство. Т. 92. Кн. 1. М., 1980. С. 85-97.
  • Тахо-Годи Е.А. Константин Случевский. Портрет на пушкинском фоне. СПб., 2000.
  • Тимофеев Л.И. Наследие Блока // Литературное наследство. Т. 92. Кн. 1. М., 1980. С. 47-62.
  • Чижевский Д. "Стихотворения и поэмы" К.К. Случевского. Новое издание // Новый журнал. 1963. № 74. С. 85-97.
  • Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой: в 3 т. Т. 1. М., 1997.
  • Яковлев М.В. Религиозное откровение в поэзии А. Белого. Орехово-Зуево, 2013.
  • Яковлев М.В. Религиозное откровение в поэзии А. Блока и М. Волошина. Орехова-Зуево, 2013.53
Еще
Статья научная