Модусы перспективации: к вопросу о категориальном аппарате диахронической нарратологии (на материале русской литературы)

Автор: Агратин Андрей Евгеньевич

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Нарратология

Статья в выпуске: 3 (58), 2021 года.

Бесплатный доступ

Категория точки зрения (ТЗ) вплоть до настоящего момента рассматривалась в ахроническом плане. Диахронический подход имел лишь локальное применение или подчинялся некоему идеологическому посылу (Вейманн, Лансер), не позволявшему сосредоточиться на проблеме ТЗ как таковой. В статье предпринимается попытка заполнить этот пробел. Соотношение двух базовых повествовательных перспектив - нарраториальной и персональной (В. Шмид) - носит неустойчивый, динамический характер и порождает исторически продуктивные модусы (способы) перспективации: монофокальный - события изображаются исключительно с ТЗ повествователя (древнерусская словесность и литература XVIII в.); вариофокальный - персональная ТЗ является факультативной (ранняя классика); бифокальный - строится на обязательном сочетании двух перспектив в пределах одного текста (зрелая классика); трансфокальный - связан с преобразованием самих повествовательных «линз»: нарраториальная ТЗ больше не выступает гарантом событийности, «рассеивая» фабульную основу произведения, а персональная оказывается единственным «идентификатором» истории (проза Чехова); метафокальный - дифференциация НТЗ и ПТЗ, столь естественная для повествовательных практик XIX в., ставится под вопрос (орнаментальная проза, произведения А.П. Платонова и М.А. Шолохова, литература постмодернизма). Модусы перспективации не сменяют друг друга безвозвратно. Однажды возникнув, они воспроизводятся впоследствии, в результате чего различные соотношения нарраториальной и персональной ТЗ проявляются на одном и том же историческом этапе.

Еще

Точка зрения, перспектива, модусы перспективации, нарратив, историческая нарратология, русская литература

Короткий адрес: https://sciup.org/149139252

IDR: 149139252   |   DOI: 10.54770/20729316_2021_3_97

Список литературы Модусы перспективации: к вопросу о категориальном аппарате диахронической нарратологии (на материале русской литературы)

  • Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975.
  • Белая Г.А. Закономерности стилевого развития советской прозы двадцатых годов. М.: Наука, 1977.
  • Белая Г.А. Стилевой регресс: о стилевой ситуации в литературе соцреализма // Соцреалистический канон. СПб.: Академический проект, 2000. С. 556-568.
  • Битов А.Г. Пушкинский дом. СПб.: Наука, 1999.
  • Галимова Е.Ш. Поэтика повествования русской прозы XX века (19171985). Архангельск: Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2002.
  • Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: в 15 т. Л.: Наука, 1989.
  • Женетт Ж. Повествовательный дискурс // Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. Т. 2. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. С. 308-432.
  • Кожевникова Н.А. О соотношении речи автора и персонажа // Языковые процессы современной русской художественной литературы. Проза. М.: Наука, 1977. С. 7-98.
  • Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе XIX-XX вв. М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 1994.
  • Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М.: Просвещение, 1988.
  • Пушкин А.С. Собрание сочинений: в 10 т. М.: ГИХЛ, 1959-1962.
  • Тамарченко Н.Д. Точка зрения // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. С. 266-267.
  • Тамарченко Н.Д. Проблема события в литературном произведении (сю-жетологические и нарратологические аспекты) // Narratorium. 2011. № 1-2. URL: http://narratorium.rggu.ru/article.html?id=2027585 (дата обращения: 03.11.2020).
  • Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: в 12 т. М.: Наука, 1978-1986.
  • Тюпа В.И. Дискурсные формации: очерки по компаративной риторике. М.: Языки славянской культуры, 2018.
  • Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000.
  • Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: в 12 т. М.: Наука, 1974-1982.
  • Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1971.
  • Чудакова М.О. Без гнева и пристрастия: смена литературных циклов // Новый мир. 1988. № 9. С. 240-260.
  • Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003.
  • Якименко Л.Г. Избранные работы: в 2 т. Т. 2. Творчество Шолохова. М.: Художественная литература, 1982.
  • Fowler R. How to See through Language: Perspective in Fiction // Poetics. 1982. № 11. P. 213-235.
  • Holthusen J. Stilistik des "uneigentlichen" Erzählens in der sowjetischen Gegenwartsliteratur // Die Welt der Slaven. 1968. № 13. S. 225-245.
  • Lanser S.S. The Narrative Act: Point of View in Prose Fiction. Princeton: Princeton UP, 1981.
  • Lintvelt J. Essai de typologie narrative. Le «point de vue». Théorie et analyse. Paris: Librairie José Corti, 1981.
  • Palmer A. Fictional Minds. Lincoln; London: University of Nebraska Press, 2004.
  • Rimmon(-Kenan) S. Narrative Fiction: Contemporary Poetics. London; New York: Routledge, 2002.
  • Ryan M.-L. Embedded Narratives and Tellability // Style. 1986. № 20. P. 319340.
  • Schmid W. Zur Erzähltechnik und Bewußtseinsdarstellung in Dostoevskijs "Vecnyj muz" // Die Welt der Slaven. 1968. № 13. P. 294-306.
  • Schmid W. Narratology. An Introduction. Berlin; New York: De Gruyter, 2010.
  • Weimann, R. Erzählerstandpunkt und point of view: Zu Geschichte und Ästhetik der Perspektive im englischen Roman // Zeitschrift für Anglistik und Amerikanistik. 1962. № 10. P. 369-416.
Еще
Статья научная