Модусы бытия в живописи отечественных неопримитивистов начала ХХ века: культурологический анализ

Автор: Климова Ольга Михайловна

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: Мир художественной культуры

Статья в выпуске: 3 (48), 2018 года.

Бесплатный доступ

Целью данной статьи является выявление и культурологическая аналитика особенностей репрезентации художественной картины мира в живописи русского неопримитивизма. Предметом исследования определяются взгляды отечественных неопримитивистов начала ХХ века, сочетающиеся с попытками реконструкции народного художественного мышления и представления о жизни. Рассматриваются характерные особенности эволюции художественного мира представителей неопримитивизма в понимании и поиске новых форм творчества. Методологической основой исследования является философско-культурологический подход, позволяющий наиболее полно и целостно рассмотреть ключевые вопросы, связанные с творческими взглядами представителей русского авангарда начала ХХ столетия. Автор приходит к выводу, что художественную картину мира, воплощенную в живописи русского неопримитивизма, характеризуют примат трансцендентного сознания, вера в развитие человеческих возможностей и способностей к иному восприятию мира и вселенной, интериоризация как основа познавательной деятельности человека, всеединство и единство всех видов художественной деятельности, инновативность творчества, ориентация ее на будущее, самосовершенствование и совершенствование мира.

Еще

Народная эстетика, неопримитивизм, русская иконография, русский авангард, художе­ственная картина мира

Короткий адрес: https://sciup.org/140238352

IDR: 140238352

Список литературы Модусы бытия в живописи отечественных неопримитивистов начала ХХ века: культурологический анализ

  • Батова А.Г., Елецкий Г.А. Александр Шевченко. Вместо эпилога//Московский архитектурный институт. -Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www. marhi.ru/AMIT/2013/4kvart13/eleckij/eleckij.pdf (04.05.2018)
  • Ледовских Н.П. Менталитет: источники исследования//Человек в мире культуры: проблемы исследования. Материалы Второго международного философско-культурологического симпозиума. -Ставрополь: ЗАО «Пресса», 2006. -С. 87-93.
  • Ледовских Н.П. Экзистенциальный анализ как метод культурологического исследования художественного творчества//Человек в мире культуры: прагматика и метафизика современности. Материалы IX Международного философско-культурологического симпозиума. -Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2014. -С. 80-84.
  • Лившиц Б.К. Полутораглазый стрелец. -Интернет-ресурс. Режим доступа: http://hlebnikov.lit-info.ru/hlebnikov/vospominaniya/livshic/strelec-4.htm (04.05.2018)
  • Мусат Р.П. Художественная картина мира: принципы взаимосвязи формы и содержания//Теория и практика общественного развития. -2015, № 17. -С. 163-166.
  • Поспелов Г.Г. Возникновение интереса к городскому фольклору и примитиву: Гончарова и Ларионов//«Бубновый валет»: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. -Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.kandinsky-art.ru/library/bubnoviy-valet2.html (04.05.2018)
  • Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX -начала XX века. -М.: Изд-во МГУ, 1993. -304 с.
  • Kandiyoti D. Fragments of Culture: The Everyday of Modern Turkey. -Rutgers University Press, 2002. -360?p.
Еще
Статья научная