"K"unstlerdrama" в немецкой литературе 30-70-х годов XIX века

Автор: Меньщикова Мария Константиновна

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Литературоведение

Статья в выпуске: 1 (178), 2019 года.

Бесплатный доступ

Рассматриваются специфические жанровые составляющие «драмы о художнике» (Künstlerdrama) на материале произведений немецкой литературы XIX века. Указывается, что особенности конфликта, сюжета и образов формируются в непосредственной зависимости от исторических и политических событий рассматриваемого периода. Подчеркивается взаимосвязь жанра «Künstlerdrama» с исторической драмой в аспекте реконструкции «частного» исторического события, то есть фрагмента жизни реального исторического лица. Автор статьи обращается к произведениям таких немецких и австрийских авторов 30-70-х годов XIX века, как Г. Бюхнер, Т. Д. Граббе, Ф. Геббель, К. Гуцков, Р. Вагнер, Г. Лаубе, Ф. Грильпарцер, К. Иммерман, Ф. Хальм, К. фон Хольтей. Делаются выводы о том, что, во-первых, немецкоязычная «Künstlerdrama» 30-70-х годов XIX века на разных уровнях художественного целого отражает политические, идеологические и эстетические аспекты; во-вторых, выбор исторического прототипа не ограничен определенной эпохой, что подчеркивает универсальность образа гения, однако следует отметить усиление интереса к образам собственно немецких новаторов в области литературы и театра. В-третьих, в качестве «punctum saliens» драмы выбирается ключевой момент в процессе становления художника или катастрофа в его жизни (например, для Петрарки К. Иммермана - это встреча с Лаурой, для Шиллера Г. Лаубе - бегство из Штутгарта и постановка «Разбойников»). В-четвертых, соотношение категорий «искусство» и «мир» выражается в трех аспектах: политическом (художник и власть), социально-бытовом (художник и общество, художник и быт) и любовном. Наконец, «Künstlerdrama» всегда имеет эстетическую составляющую, включающую авторскую концепцию творчества или литературную полемику.

Еще

Жанр, немецкая литература xix века, "драма о художнике" (künstlerdrama)

Короткий адрес: https://sciup.org/147226393

IDR: 147226393   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2019.266

Список литературы "K"unstlerdrama" в немецкой литературе 30-70-х годов XIX века

  • Бочкарева Н. С. Роман о художнике как «роман творения»: генезис и поэтика. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2000. 251 с.
  • Кучу мова Г. В. Архетип гения в немецкоязычном романе 1980-2000-х гг. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. № 1 (2). С. 130-134.
  • Тихонова О. В. «Тенденции» драматургии Карла Гуцкова. Автореф. дис.. канд. филол. наук. Воронеж, 2009. 24 с.
  • Эккерман И. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. М.: Худ. лит., 1981. 688 с.
  • Birkner N. Vom Genius zum Medienästheten - Modelle des Künstlerdramas im 20. Jahrhundert. Tübingen, 2009. 308 s.
  • Das Künstlerdrama als Spiegel ästhetischer und gesellschaftlicher Tendenzen / Hrsg. F. Göbler. Tübingen, 2009. 306 s.
  • Francesco Petrarca in Deutschland. Seine Wirkung in Literatur, Kunst und Musik / Hrsg. A. Aurnhammer. Niemeyer, Tübingen, 2006. 608 s.
  • Jap p U. Das deutsche Künstlerdrama. Von der Aufklärung bis zur Gegenwart. Berlin, 2004. 290 s.
  • Hofmann M. Drama. Grundlagen - Gattungsgeschichte - Perspektiven. Paderborn: Wilhelm Fink Verlag, 2013. 207 s.
  • Stauss S. Zwischen Narzissmus und Selbsthass: das Bild des ästhetizistischen Künstlers im Theater Jahrhundertwende und der Zwischenkriegszeit. Berlin, New York, 2010. 251 s.
Еще
Статья научная