Статьи журнала - Краткие сообщения Института археологии

Все статьи: 1174

"Вождеские" погребения могильника Варникам - 141 год спустя

"Вождеские" погребения могильника Варникам - 141 год спустя

Скворцов К.Н.

Статья научная

В данной статье представлена текстовая и графическая реконструкция погребений № 1 и 4 могильника Варникам, принадлежавших представителям элит эстиев, сделанная с учетом новых находок и открытых архивных документов.

Бесплатно

"Лестница жизни": археология и иконография в Новом Иерусалиме XVII-XVIII вв

"Лестница жизни": археология и иконография в Новом Иерусалиме XVII-XVIII вв

Беляев Л.А., Глазунова О.Н.

Статья научная

Среди находок, сделанных при раскопках 2011-2012 гг. в Воскресенском монастыре на р. Истре (Новый Иерусалим), была обнаружена серия из 25 фрагментов, относящихся к изразцам с изображением на сюжет «Лестница возраста человека». Он никогда ранее не встречался на изразцах ни в России, ни, сколько известно, в Европе. В то же время этот сюжет очень распространен в нравоучительных гравюрах XVI и, особенно, XVII-XIX вв., в основном в протестантских странах.Среди русских гравированных и рисованных лубков (народных картинок) он также встречается. Анализ изображения позволяет видеть в изразцовой серии из Нового Иерусалима самостоятельную вариацию на тему этой притчи, составленную одним из европейских мастеров, работавших в монастыре с середины XVII до середины XVIII в. Изменение возрастной хронологии, введение дополнительных элементов симметрии и др. выявляют местное влияние.

Бесплатно

"Малый город" Вязьмы по письменным и археологическим данным

"Малый город" Вязьмы по письменным и археологическим данным

Кренке Н.А., Ершов И.Н., Ершова Е.Г., Кудрявцев Б.В., Платоновский Р.Б., Раева В.А., Тарасова А.А.

Статья научная

В статье суммируются сведения о раскопках «Малого города» Вязьмы (Соборный холм). Приводятся результаты спорово-пыльцевых и антропологических исследований. По итогам работ 2017 г. было установлено, что на Соборном холме в XIII в. располагалось кладбище, ограниченное с юга городской застройкой. После пожара конца XIII в. участок пустеет и вновь застраивается в XVI-XVII вв., когда здесь был возведен деревянный замок - острог с тремя башнями и стенами-городнями.

Бесплатно

"Мегарские" чашки из крымского Приазовья (статистика и относительная хронология)

"Мегарские" чашки из крымского Приазовья (статистика и относительная хронология)

Масленников А.А.

Статья научная

В статье приводится топография и статистика (более полутысячи) находок фрагментов рельефной керамики типа «мегарских» чаш на античных памятниках Крымского Приазовья и рассматриваются вопросы их общей хронологии, включая изделия местного, пантикапейского производства. Последняя определяется в пределах середины, второй половины II - начала I в. до н. э., но не для всех поселений одинаково

Бесплатно

"Поздние" монеты с поселения полянка в Восточном Крыму

"Поздние" монеты с поселения полянка в Восточном Крыму

Масленников А.А.

Статья научная

В статье публикуются несколько монет, обнаруженных при раскопках слоев и строений I в. до н. э. на поселении Полянка в Крымском Приазовье. На их основании и с привлечением ранее изданных местных кладов делается вывод о предпочтительности датировки оставления городища в период 13-9 гг. до н. э. и характере самих кладов.

Бесплатно

"Тени забытых предков" - к родословной Эльтерес-Кагана и его братьев

"Тени забытых предков" - к родословной Эльтерес-Кагана и его братьев

Войтов В.Е.

Статья научная

Родословная известных деятелей начала Второго Восточнотюркского каганата - Эльтерес-кагана и его братьев Мочжо и Дусифу - имела существенный пробел: не были известны их отец и дед. Тщательно рассмотрев данные общеизвестных публикаций раннесредневековых китайских хроник, а также рунической и китайской надписей на стеле Кюль-тегина, автор установил, что дедом этих братьев был Шиби-каган, правивший в конце Первого Восточнотюркского каганата, а отцом - его старший сын Кутлуг-эркин. Таким образом, генеалогия тюркских каганов из рода Ашина получила непрерывную линию преемственности на протяжении VI-VIII вв.

Бесплатно

1-е Паласа-Сыртское городище в Южном Дагестане

1-е Паласа-Сыртское городище в Южном Дагестане

Малашев В.Ю., Болелов С.Б.

Статья научная

1-е Паласа-Сыртское городище площадью 1 га находится в 20 км к югу от Дербента. В результате исследований выявлены культурные напластования мощностью до 1,4 м, фиксирующие три этапа функционирования памятника. 1-й период датируется серединой (первой половиной) IV - серединой V в. К этому времени относятся фортификационные укрепления в виде двух рвов. Городище выполняло роль политического центра, на котором могла находиться ставка вождя племенного союза «страны маскутов», и/или являлось культовым центром данного союза. 2-й период синхронизируется со временем возведения Сасанидским Ираном в 440-х гг. сырцовой оборонительной системы в Дербенте и со строительством города Шахристани Йездигерд (Белиджинское городище Торпах-кала). Перестает функционировать Паласа-Сыртский могильник, что может рассматриваться как результат вытесненияИраном маскуто-аланского населения с территории к югу от Дербента. Городище переоборудуется в крепость, находившуюся в оборонительной системе приграничных областей Сасанидского государства. 3-й период характеризуется превращением фортификационного памятника в бытовой. Верхняя хронологическая граница периода - первая половина VII в. - корреспондируется по времени с арабским завоеванием территории Южного Дагестана в 40-50-х гг. VII в.

Бесплатно

18.9 в святилище Деметры и Коры (Береговой 4)

18.9 в святилище Деметры и Коры (Береговой 4)

Завойкин А.А.

Статья научная

В статье рассматривается уникальная находка, сделанная в 2002 г.при раскопках святилища Деметры и Коры на Таманском полуострове. Речь идет о комплексе металлических рельефных пластинок, спрятанных в нижней части красноглиняной миниатюрной гидрии. Сосуд был закрыт черепком и закопан рядом с одиночным камнем. Среди пластинок одна золотая в виде медальона с оттиском головы сатира и нескольких серебряных, на которых представлены различные изображения. Это изображение идущей мужской фигуры в длинной одежде, с венком на голове и с посохом / жезлом в руках (одна пластинка с круглым ушком для подвешивания), парные изображения глаз (четыре пластины), одиночные изображения кистей рук (две пластины) и обнаженных мужских фигур, стоящих en face (две пластины). (Еще две пластинки пока не удается расчистить, одна не поддается прочтению, а одна была утрачена.) В статье предпринята попытка осмысления этих символических и реалистических изображений в контексте элевсинского культа. Автор приходит к выводу, что мы имеем дело не с рядовыми вотивными приношениями, а, вероятно, с металлическими элементами культового инвентаря(или деталями облачения), которым пользовался жрец (?), посвященный в Великие мистерии.

Бесплатно

Archaeology of the Slavic period in northern Germany

Archaeology of the Slavic period in northern Germany

Bleile R.

Статья научная

In the north-eastern part of Germany, between the Rivers Elbe and Oder, Slavic societies settled from the 7th to the 12th century AD. The last decades of archaeological research on Slavic sites of this period shed light on different features and brought outstanding finds to light. More than 600 Slavic fortresses are known in the eastern part of Germany. Only a few have been excavated so far. Close to the coast of the Baltic Sea, maritime trading centres developed under Scandinavian influences. The article gives an overview of results of archaeological fieldwork. In the second part, the focus is on the important and well-known fortress Starigard/Oldenburg, situated in Schleswig-Holstein. The chronicler Adam of Bremen wrote that one had to board a ship there if one wanted to travel by sea to Wollin in the Oder estuary. Starigard was the seat of the ruling princes of the Wagri and the site of the first bishopric in the area of the Obodrites. The location of the fortress and Adam of Bremen’s information were factors in spotting a maritime trading centre in Starigard/Oldenburg as well. In the eastern area of the rampart, a princely court was excavated. Three phases of a hall could be identified. Phases four and five were interpreted as churches because a lot of graves are situated inside and along the southern wall. Church and cemetery were destroyed in a fire disaster, which could be associated with the Slav uprising of 983 AD and with which the first bishopric phase ended. At about this point inside the church, where the altar once stood, there was a 2-m stone plinth containing a posthole. A figure of a god was presumably set in it. Finds proved the practice of both Christian and pagan religious activities. Others are examples of the function of Starigard as an important hub in a maritime trading network. New research is planned for the future.

Бесплатно

Chronology of the historical context of Maragheh city based on archaeological exploration and historical written sources

Chronology of the historical context of Maragheh city based on archaeological exploration and historical written sources

Sattarnejad S., Parvin S., Hendiani E.

Статья научная

Maragheh, located in the northwestern geographical area of Iran, is one of the important areas in the studies of Islamic period of Iran. The name of the city has been mentioned many times in various historical sources and is most often referred to as the seat of the Azerbaijani state. But information on its history and background is very limited, because it has been so far neglected from an archeological point of view. Only few historical and archeological studies have generally addressed the status of formation and sequence of its historical periods. This article presents the results of new archaeological excavations and study, the purpose of this research is mainly attempted to provide a detailed chronology of the status of residence and settlement in the central part of the city by presenting a detailed stratigraphy of cultural materials of different historical eras and adapting them to historical events. The results, obtained in archaeological studies of the historical context of the city, show that the settlement in this part of the city has been started without interruption since the beginning of Islam.

Бесплатно

Contents: 221, 2007

Contents: 221, 2007

Другой

Бесплатно

Investigating and analyzing the motifs of the tombstones of the Ounar cemetery

Investigating and analyzing the motifs of the tombstones of the Ounar cemetery

Parvin S., Afkhami B., Hendiani E.

Статья научная

Tombstones have great importance in belief and artistic areas due to their close connection with human beliefs. Meshkinshahr’s city was selected as the studied area because of its location in a particular geographical area and its proximity to the Safavid religious capital (Ardabil) as well as its richness in terms of Islamic gravestones and lack of adequate studies in this area. Among the cemeteries of this city, the cemetery of Ounar was investigated due to presence of the main type of graves and various symbolic motifs. The purpose of this study was to identify typology, analyze the used symbolic designs or signs, particularly, paintings assigned to the Shiite religion, and chronologize the gravestones. This research has been conducted through field surveys and library studies based on the descriptive-analytical approach. The conducted studies have shown that the chronology of most graves is related to the Safavid period and the most common motifs are associated with religious traditions. The prayer of the Great Salat and the stylized three-leaf palm image is the symbol of Imam Hussein’s tomb which was common in the Safavid era (the 16th - mid-18th centuries).

Бесплатно

Last crosses of Spitsbergen

Last crosses of Spitsbergen

Derzhavin V.L.

Статья научная

The eighteenth century is the period when the Pomor colonization ofSpitsbergen reached its peak. Most temporary camps and wooden crosses dated tothis period. The crosses performed various functions; however, most of them have notsurvived, though in the past these crosses were an integral feature of the Arctic landscape.Presently, two five-meter high Orthodox Church crosses, the last remaining crosses on thearchipelago, stand high in the northern part of the archipelago in the Murchison Bay fjordat 80° north latitude. The characteristics of the inscriptions allow the scholars to attributeat least one cross to the Old believers’ tradition. Written, figurative and archaeologicalsources provide ample evidence to conclude that Pomors who were Old rite believersplayed an important role in arranging temporary camps on Spitsbergen; they alwayserected crosses near such camps.

Бесплатно

Summary: 220, 2006

Summary: 220, 2006

Другой

Бесплатно

Summary: 221, 2007

Summary: 221, 2007

Другой

Бесплатно

XIII Ежегодная Московская конференция "Восточные древности в истории России. Эпоха средневековья"

XIII Ежегодная Московская конференция "Восточные древности в истории России. Эпоха средневековья"

Кызласов И.Л.

Статья научная

В настоящем выпуске журнала представлен ряд материалов ежегодной научной конференции, посвященной изучению восточных древностей эпохи Средневековья. Конференция представляет собой городское академическое мероприятие,направленное на научное общение и объединение московских востоковедов-медиевистов вокруг обсуждения насущных проблем и задач, новых результатов исследований, новых проектов и методов. С 2003 г. конференция ежегодно проводилась Группой средневековой археологии евразийских степей Института археологии РАН,ныне впервые она прошла на базе Отдела средневековой археологии.

Бесплатно

«...На реце Саре у Святеи Марии...». Археологические памятники народного памятного места

«...На реце Саре у Святеи Марии...». Археологические памятники народного памятного места

Леонтьев А.Е.

Статья научная

В статье рассмотрены результаты археологических исследований урочища «Гора святой Марии» в Ростовском районе Ярославской области. Объект занимает участок высокого берега р. Сары. Обнаруженный культурный слой XIII в. с учетом географического положения объекта позволяет считать, что именно это место было отмечено летописью при описании одного из сюжетов феодальной войны1216 г. Основной культурный слой и обнаруженное кладбище, а также въезд на гору со стороны реки и остатки пруда с плотиной в верховье ближнего оврага относятся к периоду XIV-XVI вв. Таким образом, археологические данные подтверждают легенду о существовавшем в этой местности монастыре. Поблизости сохранились крупный курганный могильник конца XI - XII в. и селище раннего железного века (РЖВ). В заключение отмечена потенциальная возможность открытия новых археологических объектов.

Бесплатно

«Вождеские» погребения и центры власти позднеримского времени и эпохи Великого переселения народов в Карпатском бассейне

«Вождеские» погребения и центры власти позднеримского времени и эпохи Великого переселения народов в Карпатском бассейне

Иштванович Э., Кульчар В.

Статья научная

Трудно думать о силовых центрах в Барбарикум Карпатского бассейна в римские времена. В документе предлагается где-то в северо-восточной части Венгрии (Geszteréd - Tiszalök - Herpaly Group). Центр, должно быть, переместился в Регион Средней Тисы (Jâszalsôszentgyörgy) вокруг Хунского века и далее на юг, в окрестностях Чонграда и Сегеда. В последнем регионе штаб-квартира Аттилы могла быть расположена. В северной части Карпатского бассейна прослеживается серия немецких вождей-могил 3-го века (Страз, Осцтропатака, Чека) и княжеская могила с 5-го века, найденная в Попраде. Королевский клад Szilagysomlyo традиционно считается гепидическим, но мы сомневаемся в этом, предполагая вместо этого, что первый клад принадлежал Гепидам и был захвачен и включен в их сокровищницу гуннами.

Бесплатно

«Выжатые капли»: к вопросу о поисках ранних следов индоиранского культа Сомы/ Хаомы в археологических источниках

«Выжатые капли»: к вопросу о поисках ранних следов индоиранского культа Сомы/ Хаомы в археологических источниках

Андреева М.В.

Статья научная

Гипотеза о наличии индоиранцев в степной зоне Восточной Европы с 3-й мельницы. До н.э. основывается главным образом лингвистически. Сейчас это довольно широко принято, несмотря на то, что трудно установить связь между этнолингвистическими сущностями и археологическими культурами. Автор рассматривает археологические находки из степных курганов эпохи бронзы, чтобы проследить культ бога Сомы / Хаомы, а именно, практику жертвоприношения, реконструированную из текстов Ригведы и Авесты, которые упоминают священное растение, вероятно, эфедру, используемое для восприятия состояния бессмертия , Анализируются находки из древних культур Махача и Запада Маныча (58 и 45 ассоциаций соответственно). Наиболее частыми каменными артефактами являются пестики, минометы (рис.1, 3) и валы-лучники (рис.4, 1). Пестиков и минометов, вероятно, использовали для выжимания Сомаджуица и выпрямителей для удаления коры. Объекты учитываются в престижных гравюрах, часто содержащих деревянные вагоны (рис.2). Особый интерес представляют глиняные воронки, которые, очевидно, снабжены фильтром из овечьей шерсти для извлечения сома Сомы. По словам Ригведы, ее вылили в деревянные контейнеры; остатки деревянных сосудов известны из элитных захоронений манихской культуры (рис. 4, 2, 3). Предложенная интерпретация наборов находки из позднекатомных захоронений (вторая часть 3-й мельницы до н.э.) может быть подтверждена подробными аналитическими исследованиями артефактов из новых археологических выкладок.

Бесплатно

Журнал