Креолизация как форма визуальной коммуникации в современной литературе

Автор: Семьян Татьяна Федоровна, Пономарева Елена Владимировна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Теория литературы

Статья в выпуске: 1 (40), 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье проанализирована актуальная стратегия художественной коммуникации - активная визуализация текстов современных писателей. Цель данной статьи - охарактеризовать одну из самых ярких визуальных форм художественной коммуникации - креолизацию, описать особенности художественной коммуникации текстов, в которых активно визуальное начало в виде креолизованных форм. Креолизованные тексты представляют собой тексты смешанной, синкретичной природы, в которых в результате осознанной авторской стратегии задействованы разные коммуникативные дискурсы - вербальный и иконический. Основные итоги исследования позволяют утверждать, что эмпирический материал, предлагаемый современной литературой (Томас Пинчон, Дональд Бартельми, Джон Барт, Дж. Данливи, Фридрих Ахляйтнер, Умберто Эко, Гриша Брускин, Денис Осокин, Андрей Макаревич, Оля Мухина и др.), подразделяется на две группы, выражающих основные формы креолизации. Первая группа - это тексты с авторскими рисунками, выполненными в непрофессиональной, нарочито примитивистской технике, вторая - произведения, визуализированные фотографиями, страницами газетных и журнальных изданий и пр., т.е. визуальными свидетельствами эпохи. В результате исследования можно сделать вывод о том, что современная художественная коммуникация трансформировалась под воздействием общего процесса визуализации всех составляющих культурного процесса и изменившихся принципов восприятия действительности, в том числе и различных форм искусства.

Еще

Визуальная коммуникация, художественная коммуникация, иконические знаки, креолизованный текст

Короткий адрес: https://sciup.org/14914598

IDR: 14914598

Список литературы Креолизация как форма визуальной коммуникации в современной литературе

  • Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика/пер. с фр.; сост. Г. К. Косиков. М., 1989. С. 302.
  • Усманова А.Р. Знак иконический//Постмодернизм: энциклопедия. Минск, 2001. С. 292.
  • Пинчон Т. V.: роман/пер. с англ.; предисл. и коммент. Н. Махлаюка и С. Слободянюка. СПб., 2000.
  • Seed D. The Fictional Labyrinths of Thomas Pynchon. Iowa City, 1988.
  • Бартельми Д. 60 рассказов/пер. с англ., послесл. А. Пчелинцева. СПб., 2000. С. 285-291.
  • Achleitner F. Quadratroman. Salzburg, 1995.
  • Эко У. Таинственное пламя царицы Лоаны/пер. Е. Костюкович. СПб., 2008.
  • Брускин Г. Прошедшее время несовершенного вида. М., 2001; Брускин Г. Мыс-ленно вами. М., 2003;
  • Брускин Г. Подробности письмом М., 2005; Брускин Г. Прямые и косвенные дополнения. М., 2008.
  • Осокин Д. Барышни тополя. М., 2003.
  • Макаревич A. Неволшебные сказки. М., 2013.
  • Koopman E. Empathic Reactions after Reading: The Role of Genre, Personal Fac-tors and Affective Responses//Poetics. 2015. № 50. P. 62-79.
  • Glavas Z. The Parable as a Minimalist Literary Genre//Knjizevna smotra. 2015. № 47. P. 121-132;
  • Ozum A. Challenging the Literary Genres: A.S. Byatt’s The Biographer’s Tale//Foreign Literature Studies. 2014. № 36 (4). P. 69-77;
  • Kwon S. Transformation of Classical Novels into Fairy Tales unkeung//The Research of Old Korean Novel. 2009. № 27. P. 265-289;
  • Shin D. Genre Essence and Literary Status of Tales and Novels//The Korean Language and Literature. 2004. № 138. P. 235-276.
  • Kristeva J. Modern Theatre Does Not Take (a) Place//Mimesis, Masochism and Mime. The Politics of Theatricality in Contemporary French Thought/T. Murray (ed.). Ann Arbor, 2000.
Еще
Статья научная