Концептуализация музейного дизайна: основные подходы

Автор: Волкова Елена Владимировна

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: Языки культуры

Статья в выпуске: 4 (45), 2017 года.

Бесплатный доступ

Если музей, как следует из новой музеологии, является инстанцией «производства» смыслов, то музейный дизайн играет в этом процессе весьма важную роль. Предложено различать практику создания и оформления музейных экспозиций и концептуализацию музейного дизайна. Практика существует с самого институционального зарождения музея, тогда как концептуализация состоялась лишь в ХХ веке. Выделяются три основных направления концептуализации музейного дизайна: понимание его как инструмента просветительской деятельности (1920-1930-е гг.); как объекта художественно-эстетического анализа (1960-1980-е гг.) и как рамки музейного опыта, обладающие специфическими когнитивными эффектами (с 1990-х гг.).

Еще

Музей, музейная интерпретация, музейный дизайн, способы показа, смысловая рама восприятия (фрэйм), экспозиция, экран (display)

Короткий адрес: https://sciup.org/140224089

IDR: 140224089

Список литературы Концептуализация музейного дизайна: основные подходы

  • Аветиков А., Мастеров Б. Д. Экспозиционное оборудование музеев. -М., 1966;
  • Длугач В.В., Зайцева Т.И. Современное музейное оборудование. -М.: Информкультура, 1980.
  • Дружинин Н.М. Методы историко-революционной экспозиции//Музей Революции СССР. -1927, Вып. 1. -С. 23-33.
  • Елисеева В.А. К вопросу о методе тематического показа (Интерпретация метода учеником Ф.И. Шмита С.С. Гейченко в литературно-мемориальномзаповеднике А.С. Пушкина)//Собор лиц: Сборник статей/Под ред. М.Б. Пиотровского и А. Никоновой. -СПб.: СПбГУ, 2006. -С. 66-86.
  • Искусство музейной экспозиции: сб. ст./Науч. ред. и сост. Т.К. Стриженова. -М.: НИИК. -1977, т. 45. -192 с.
  • Искусство музейной экспозиции и техническое оснащение музеев/Науч. ред. А.Д. Тимрот. -М.: , 1985. -131 с.
  • Искусство музейной экспозиции: современные тенденции архитектурно-художественных решений: сб. науч. трудов. -М., 1982. -119 с.
  • Киселев В.В., Мастеров Б.Д. Сборно-разборное оборудование для передвижных музейных фондов. -М.: Науч.-исслед. ин-т культуры, 1972. -40 с.
  • Куклинова И.А. Французские естественноисторические коллекции XVIII в. в процессе формирования новоевропейской научной картины мира//Вопросы музеологии. -2015, № 1 (11). -С. 3-11.
  • Майстровская М.Т. Музеи революционной России //Культурно-просветительский журнал«Дельфис». -2016, № 87 (3). -Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.delphis.ru/journal/article/muzei-revolyutsionnoi-rossii (08.11.2017)
  • Майстровская М.Т. Музейная экспозиция: тенденции развития//Музейная экспозиция. На пути к музею XXI века: сб. науч. тр./Отв. ред. М.Т. Майстровская. -М.: НИИ культуры, 1997. -С. 7-22
  • Майстровская М.Т. Очерк развития современного экспозиционного дизайна (музеи искусств)//Музейная экспозиция. На пути к музею XXI века: сб. науч. тр./Отв. ред. Н.А. Никишин. -М.: НИИ культуры, 1989. -С. 50-65.
  • Майстровская М.Т. Художественно-композиционные основы и тенденции формирования оборудования экспозиций музеев изобразительных и прикладных искусств: Опыт обоснования концепции/Дисс.... канд. искусствоведения. -М., 1987. -202 c.
  • Мастеница Е.Н. Эвристический потенциал коммуникационного подхода в музееведении//Современные проблемы межкультурных коммуникаций: сб. статей/Науч. ред. Е.П. Борзова, Г.М. Оганян. -СПб.: СПБГУКИ, 2007. -C. 295-302.
  • Михайловская А.И. Музейная экспозиция. Организация и техника. -М.: Советская Россия, 1964. -518 с.
  • Музейная эстетика и архитектура музеев: сб. науч. тр./Под ред. A.M. Михайловской. -М.: Советская Россия, 1972. -272 с.
  • Никифорова Л.В. Чертоги власти. Дворец в пространстве культуры. -СПб.: Искусство-СПБ, 2011. -703 с.
  • Никишин Н. А. Музейные средства:знаки и символы//Музейная экспозиция. На пути к музею XXI века: сб. науч. тр./Отв. ред. М.Т. Майстровская. -М.: НИИ культуры, 1997. -С. 23-32.
Еще
Статья научная