Категории времени в рамках концепций мифа и символа в наследии А. Ф. Лосева и Мирчи Элиаде

Автор: Степанов Роман Григорьевич, Тулянская Юлия Тихоновна

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Философские науки

Статья в выпуске: 2 (97), 2021 года.

Бесплатный доступ

Исследование концепции времени, и особенно мифологического времени, в трудах А. Ф. Лосева и Мирчи Элиаде представляется актуальным, поскольку позволяет провести параллель между идеями отечественных и западных мыслителей. В статье используется компаративный метод, позволяющий сравнить концепцию времени в системе А. Ф. Лосева с концепцией Мирчи Элиаде. Дается подробный обзор и анализ категории мифа в онтологической системе А. Ф. Лосева; особое внимание уделяется анализу концепции времени и вечности в его трудах, взгляды А. Ф. Лосева сопоставляются с представлением М. Элиаде о «мифологическом времени» (Мифическое Время, Время Сновидений, Время до Времени). Также рассматриваются аналогии между идеями А. Ф. Лосева о времени и вечности в мифе и учением прп. Максима Исповедника о логосах и тропосах. Показано, что в контексте своей теории мифа А. Ф. Лосев утверждает синтетическое тождество, диалектическое единство времени и вечности, тропоса с логосом через достижение утраченного (первозданного) прошлого либо эсхатологического будущего; в теории мифа М. Элиаде акцент сделан на возвращение в «прошлое», райское состояние, до падения или даже до (во время) творения.

Еще

А. ф. лосев, мирча элиаде, миф, символ, самое само, время, вечность, мифологическое время, логосы, тропосы

Короткий адрес: https://sciup.org/140257042

IDR: 140257042   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2021_2_194

Список литературы Категории времени в рамках концепций мифа и символа в наследии А. Ф. Лосева и Мирчи Элиаде

  • Лосев (1993) — Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука // Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993. 958 с.
  • Лосев (1999) — Лосев А. Ф. Философия имени // Лосев А. Ф. Самое само: Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 1024 с.
  • Лосев (2008) — Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М.: Академический проект, 2008. 303 с.
  • Лосев (1982) — Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. М., 1982. С. 348-351.
  • Элиаде (1951) — Элиаде М. Время и вечность в индийской мифологии // Миф и вечность. Исследование мифологии в «Эраносе». М.: Касталия, 2018. URL: https://castalia.ru/translations/ eranos-1951-mircha-eliade-vremya-i-vechnost-v-indijskoj-mysli (дата обращения: 01.04.2021).
  • Элиаде (1952) — Элиаде М. Сила и сакральное в истории религий // Миф и вечность. Исследование мифологии в «Эраносе». М., Касталия, 2018. URL: https://castalia.ru/ translations/mircha-eliade-sila-i-sakralnoe-v-istorii-religiy (дата обращения: 01.04.2021).
  • Элиаде (1956) — Элиаде М. Творческая сила мифа // Миф и вечность. Исследование мифологии в «Эраносе». М., Касталия, 2018. URL: https://castalia.ru/translations/mircha-eliade-tvorcheskaya-sila-mifa (дата обращения: 01.04.2021).
  • Элиаде (1999) — Элиаде М. Трактат по истории религий: в 2 т. СПб.: Алетейя, 1999.
  • Элиаде (2000) — ЭлиадеМ. Священное и мирское// ЭлиадеМ. Избранные сочинения. М.: Ладомир, 2000.
  • Элиаде (2010) — Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. с фр. В.П. Большакова. 4-е изд. М.: Академический проспект, 2010. 256 с.
  • Алипий Кастальский-Бороздин, Исаийя Белов (2005) — Алипий (Кастальский-Бороздин), архим, Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие: курс лекций. Сергиев Посад, 2005. 288 с.
  • Грохов (2011) — Грохов A.A. Феноменология религии Мирчи Элиаде. СПб.: Алетейя, 2011.
  • Жданова (2014) — ЖдановаГ.В. Философия «Высшего синтеза» А.Ф.Лосева (К 120-летию А. Ф. Лосева) // ИСОМ. 2014. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-vysshego-sinteza-a-f-loseva-k-120-letiyu-a-f-loseva (дата обращения: 01.04.2021).
  • Легеев (2019) — ЛегеевМ.В, свящ. Образ действия как богословское понятие и его значение для богословия истории // Христианское чтение. 2019. №4. С. 23-33. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/obraz-deystviya-kak-bogoslovskoe-ponyatie-i-ego-znachenie-dlya-bogosloviya-istorii (дата обращения: 01.04.2021).
  • Мельникова — Мельникова Ю.В. История и миф в творческом наследии А. Ф. Лосева. Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2005. 139 с.
  • Мосионжик (1999) — Мосионжник Л.А. Вечные возвращения мифа. К выходу в свет на русском языке книги Мирчи Элиаде «Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость» // Stratum plus. Археология и культурная антропология. 1999. № 5. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/vechnye-vozvrascheniya-mifa-k-vyhodu-v-svet-na-russkom-yazyke-knigi-mirchi-eliade-mif-o-vechnom-vozvraschenii-arhetipy-i-povtoryaemost (дата обращения: 01.04.2021).
  • Мосионжик (2000) — Мосионжник Л.А. Понятие иерофании у Мирчи Элиаде (Заметки на полях одной книги) // Stratum plus. Археология и культурная антропология. 2000. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-ierofanii-u-mirchi-eliade-zametki-na-polyah-odnoy-knigi (дата обращения: 01.04.2021).
  • Омельчук (2014) — ОмельчукР.К. Концепция мифа в философии А.Ф.Лосева как ключ к пониманию неподвластных времени культуры и ценностей древних // Соло-вьевские исследования. 2014. № 1 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-mifa-v-filosofii-a-f-loseva-kak-klyuch-k-ponimaniyu-nepodvlastnyh-vremeni-kultury-i-tsennostey-drevnih (дата обращения: 27.07.2020).
  • Омельчук (2011) — ОмельчукР.К Онтология веры в философском наследии А. Ф. Лосева // Психология и психотехника. М.: Nota Bene, 2011. № 11 (38). С. 15-25.
  • Омельчук (2013). — Омельчук Р. К. Алексей Фёдорович Лосев: жизнь в мифе // Психология и психотехника. М.: Nota Bene, 2013. № 5 (56). С. 424-432.
  • Романова (2011) — РомановаА. А. «Дневник» Мирчи Элиаде: просвечивающий автопортрет // Вестник РГГУ. Сер.: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2011. №7 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dnevnik-mirchi-eliade-prosvechivayuschiy-avtoportret-1 (дата обращения: 01.04.2021).
  • Петров — ПетровВ.В. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII века. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/maksim-ispovednik-ontologija-i-metod-v-vizantijskoj-filosofii-vii-veka/1_(дата обращения: 01.04.2021).
  • Постовалова (2017) — ПостоваловаВ.И. Тема «богочеловеческого» в философской интерпретации А. Ф. Лосева // Соловьевские исследования. 2017. № 1 (53). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/tema-bogochelovecheskogo-v-filosofskoy-interpretatsii-a-f-loseva (дата обращения: 01.04.2021).
  • Саларбаева, Терехова (2014) — Сапарбаева И.В., Терехова Г. Л. Эйдос и Единое как фундаментальные категории философии Платона: позиция А. Ф. Лосева // Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология. 2014. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eydos-i-edinoe-kak-fundamentalnye-kategorii-filosofii-platona-pozitsiya-a-f-loseva ((дата обращения: 01.04.2021).
  • Строганова (2010) — Строганова Е. Мирча Элиаде // Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. с фр. В. П. Большакова. 4-е изд. М.: Академический проспект, 2010. С. 5-9.
  • Тахо-Годи (1996) — Тахо-Годи А.А. Миф как стихия жизни, рождающая ее лик, или В словах данная чудесная личностная история // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С. 927.
  • Хоружий (1992) — Хоружий С. С. Арьергардный бой. Мысль и миф А. Лосева // Вопросы философии. 1992. № 10. С. 137-138.
  • Babuts — Babuts N.Mircea Eliade: Myth, Religion, and History. Transaction Publishers, New Brunswick: NJ, 2014.
  • Baird — Baird R.. D. Phenomenological Understanding: Mircea Eliade // Category Formation and the History of Religion. The Hague: Mouton, 1971. P. 74-91.
  • Douglas — Douglas A. Mircea Eliade's View of the Study of Religion as the Basis for Cultural and Spiritual Renewal. http://www4.westminster.edu/staff/brennie/eliade/DougAlle.htm дата обращения: 01.04.2021).
Еще
Статья научная