"Как мы пишем" - тогда и теперь

Автор: Кузнецов Илья Владимирович

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Теория литературы. Текстология

Статья в выпуске: 4 (51), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье сопоставляются два одноименных сборника «Как мы пишем», вышедших в 1930 и 2018 гг. Задача первого сборника была двоякая: вопервых, убедить власть в трудоемкости и необходимости писательского дела; вовторых, сообщить молодым писателям из рабочей среды элементарные технологические приемы писательского ремесла. Притом для таких наиболее серьезных участников сборника, как Андрей Белый, Максим Горький, Евгений Замятин, он послужил пространством поэтологической рефлексии, подытожившей творческий опыт литературы XIX и начала XX вв. В статье отмечается, что в те же годы аналогичные задачи решал в «Охранной грамоте» Борис Пастернак. Второй сборник задумывался Павлом Крусановым как серийное продолжение первого. При отсутствии четкой постановки задач, он тем не менее также обнаружил поэтологическую рефлексию. Ее содержание обобщает творческий опыт литературы модерна, как оказывается, не прерванный, а лишь заглушенный в постмодернистский период, и продолжаемый в XXI в. Главное в содержании этой рефлексии - проверенное практикой убеждение в теургической природе искусства. Таким образом, открывается путь к решению общеэстетических вопросов о месте литературы в культуре и о границах литературы и действительности. Автор отмечает, что литературное творчество в XXI в. вновь обретает престиж как экзистенциальная практика среди высокообразованных интеллектуалов и гуманитарного, и естественного профиля. При этом теургический потенциал литературного творчества задействуется в их сочинениях в качестве рабочего приема.

Еще

Сборники "как мы пишем", поэтологическая рефлексия, органика произведения, модерн, теургия, литература и действительность

Короткий адрес: https://sciup.org/149127236

IDR: 149127236   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2019-00090

Список литературы "Как мы пишем" - тогда и теперь

  • Аксенов В. Бывает так // Как мы пишем: Писатели о литературе, о времени, о себе: очерки. СПб., 2018. С. 27-52.
  • Бердяев Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. Т. 1. М., 1994. С. 37-341.
  • Гумилев Н.С. Жизнь стиха // Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. М., 1990. С. 45-54.
  • Как мы пишем. Л., 1930.
  • Крусанов П. Наука спасения // Как мы пишем: Писатели о литературе, о времени, о себе: очерки. СПб., 2018. С. 201-221.
  • Кузнецов И.В. Энергия слова как энергия стиля: писатель - речь - действительность // Вiсник Унiверситету iменi Альфреда Нобеля. Серiя "Фiлологiчнi науки". 2018. № 2 (16). С. 16-22.
  • Малышев И. Где я? Кто я? Зачем я? // Как мы пишем: Писатели о литературе, о времени, о себе: очерки. СПб., 2018. С. 259-273.
  • Пастернак Б.Л. Охранная грамота // Пастернак Б.Л. Об искусстве. М., 1990. С. 36-120.
  • Писатели об искусстве и о себе. Сборник статей № 1. М.; Л., 1924.
  • Сальников А. Петровы в гриппе и вокруг него. М., 2017.
  • Соловьев В.С. Общий смысл искусства // Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. С. 73-89.
  • Флейшман Л. Борис Пастернак в двадцатые годы. СПб., 2003.
  • Фрай М. Здесь никого нет // Как мы пишем: Писатели о литературе, о времени, о себе: очерки. СПб., 2018. С. 576-588.
  • Чудакова М.О. Синий свет // Как мы пишем. 2-е изд. М., 1989. С. 189-194
Еще
Статья научная