"Кабацкий локус" в русской поэзии ХХ века: статья первая (символизм и акмеизм)

Автор: Кихней Любовь Геннадьевна, Гавриков Виталий Александрович

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 4 (51), 2019 года.

Бесплатный доступ

В первой статье дилогии о кабацком локусе в русской поэзии ХХ в. рассматривается творчество представителей символизма и акмеизма. Кратко даются истоки «кабацкой темы» в русской поэзии. По гипотезе авторов статьи, ключевым стихотворением для выстраивания кабацкого текста в русском модернизме стал «Трактир жизни» И. Анненского. На материале творчества А. Блока, Вяч. Иванова, О. Мандельштама, А. Ахматовой, Н. Гумилева показано, как видоизменялся и обогащался матричный сюжет, созданный И. Анненским. Отмечается жесткая матрица «кабацких мотивов», которая кочует от одного текста к другому; данные тексты вступают в сложный интертекстуальный диалог. Это свидетельствует о единстве кабацкого локуса в творчестве символистов и акмеистов. При этом поэты Серебряного века нередко пропускают кабацкий мотивно-образный комплекс через призму какой-либо философско-религиозной / мифологической системы. У Блока это неоплатонизм, пропущенный сквозь призму «соловьевства», у Вяч. Иванова - авторский дионисийский миф, у Анненского это культурный миф, у Ахматовой - фольклор и православно-христианский код, у Гумилева и Мандельштама - синтез всех перечисленных традиций. Авторы приходят к выводу, что кабацкий локус оказывается своеобразным семиотическим паттерном, который структурирует определенную модель бытия. Центральным здесь становится мифологический комплекс пира как смерти, который обусловливает появление ряда неомифологических структур, воплощающихся в трактирном тексте русского модернизма.

Еще

Символизм, акмеизм, кабацкий локус, мотив, мифология, художественное пространство

Короткий адрес: https://readera.org/149127214

IDR: 149127214   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2019-00103

Список литературы "Кабацкий локус" в русской поэзии ХХ века: статья первая (символизм и акмеизм)

  • Андреев Ю.В. Русский человек между Христом и Дионисом // Древний мир и мы. Классическое наследие в Европе и в России. II. СПб., 2000. С. 282-296.
  • Анненский И.Ф. Стихотворения и трагедии. Л., 1990.
  • Арьев А.Ю. "Великолепный мрак чужого сада". Царское Село в русской поэтической традиции и "Царскосельская ода" Ахматовой // Звезда. 1999. № 6. С. 220-238.
  • Ахматова А.А. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М., 1990.
  • Блок А.А. Собрание сочинений: В 8 т. М.; Л., 1960-1963.
  • Вахтель М. Научный проект: в поисках подлинного "Диониса" (о неосуществленной немецкой книге Вяч. Иванова) // Вестник истории, литературы, искусства. Т. 5. М., 2008. С. 551-560.
  • Гумилев Н.С. Стихотворения и поэмы. Л., 1988.
  • Кихней Л.Г. "Сами участники чумного пира…" (Пушкинский текст и его интерпретации в творчестве Мандельштама) // А.С. Пушкин: эпоха, культура, творчество. Традиции и современность. Ч. 1. Владивосток, 1999. С. 130-137.
  • Кихней Л.Г., Темиршина О.Р. "Все мы бражники здесь…": ресторанный текст в поэзии Серебряного века // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018. № 55. С. 212-227.
  • Лихачев Д.С. Смех как мировоззрение // Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984. С. 7-25.
  • Магомедова Д.М. Мотив пира в поэзии О. Мандельштама // Мотив вина в литературе: Матер. науч. конференции 27-31 октября 2001 г., г. Тверь. Тверь, 2001. С. 73-85.
  • Мандельштам О. Полное собрание стихотворений. СПб., 1997.
  • Минц З.Г. А. Блок и В. Иванов. Статья I. Годы первой русской революции // Минц З.Г. Блок и русские писатели. СПб., 2000. С. 625-627.
  • Мотив вина в литературе: Материалынаучной конференции. 27-31 октября 2001 г. Тверь, 2001.
  • Новичкова Т.А. Пир в кабаке: К эволюции одного поэтического канона // Русская литература и культура нового времени. СПб., 1994. С. 208-229.
  • Прыжов И.Г. История нищенства, кликушества и кабачества на Руси. М., 1997.
  • Ранчин А.Н. Символистские подтексты "Незнакомки" // Вестник ПСТГУ III: Филология. 2009. Вып. 2 (16). С. 57-69.
  • Созина Е.К. Мотив перверсных пиров в русской поэзии 1830-1870- х годов // Архетипические структуры художественного сознания. Вып. 3. Екатеринбург, 2002. С. 121-129.
  • Тиме Г.А. Лики дионисийства (Вяч. Иванов и Гауптман) // Вячеслав Иванов - Петербург - мировая культура: Материалы международной научной конференции 9-11 сентября 2002 г. Томск; М., 2003. С. 95-104.
  • Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1998.
  • Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм начала ХХ века. Космическая символика. СПб., 2003.
  • Храмых А. Концепт "музыка" в творчестве А. Блока и А. Платонова // Новое литературное обозрение. 2017. № 148. С. 158-172.
  • Якобсон Р. Статуя в поэтической мифологии Пушкина // Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987. С. 145-180.
Еще
Статья научная