К вопросу об интерпретации стел культовых комплексов в Северной Месопотамии эпохи докерамического неолита

Бесплатный доступ

В статье на основе анализа с применением междисциплинарного и семиотического подходов дана авторская интерпретация значения вертикально установленных стел/столбов/пилястр культовых комплексов в Северной Месопотамии переходной к неолиту эпохи. Затрагиваются вопросы содержательного наполнения культовых практик, которые осуществлялись переходившими к оседлости коллективами. Как показал анализ, идея продолжения рода/плодородия/процветания относилась к наиболее важным для обществ того места и времени концептам. Монументальные стелы, столбы, пилястры сакральных комплексов в Верхнем Двуречье переходного к неолиту периода, представляя собой зооантропоморфных существ - божеств-покровителей коллективов, их создававших, - в одном из других своих значений, весьма вероятно, утверждали мужскую плодотворную силу. У начинавших практиковать постоянное проживание на конкретных территориях сообществ формировался культ сверхъестественных покровителей, связанных с данной местностью и отдельными группами людей. Почитание предков в этой мировоззренческой системе играло важную роль и было связано с тотемами групп. В символике Северной Месопотамии переходного к неолиту периода зафиксированы характерные для обществ охотников-собирателей тотемические представления. Анализ символических свидетельств показал формирование новых установок в картине мира и социальном устройстве ранних оседлых коллективов. Часть этих нововведений, пережив трансформацию, проявилась в виде устойчивых мотивов в более поздних культурах древневосточных цивилизаций, чему имеются подтверждения в материальных и письменных источниках рассматриваемого региона.

Еще

Эпипалеолит, неолит, северная месопотамия, культ плодородия, тотемизм

Короткий адрес: https://readera.org/145145899

IDR: 145145899   |   DOI: 10.17746/1563-0102.2018.46.4.013-021

Список литературы К вопросу об интерпретации стел культовых комплексов в Северной Месопотамии эпохи докерамического неолита

  • Алёкшин В.А. Черепа людей в обрядах неолитических земледельцев Юго-Западной Азии // Памятники древнего и средневекового искусства: Проблемы археологии. -1994. - Вып. 3. - С. 59-78.
  • Бер-Глинка А.И. Домашние змеи как элемент традиционной культуры народов Европы // Stratum plus. - 2015. -№ 2. - С. 17-83.
  • Бер-Глинка А.И. Змея как сексуальный и брачный партнер человека: (Еще раз о семантике образа змей в фольклорной традиции европейских народов) // Культурные взаимодействия: Динамика и смыслы: сб. ст. в честь 60-летия И.В. Манзуры. - Кишинев: Stratum, 2016. -С. 435-575.
  • Иванов В.Вс. Змей // Мифы народов мира: энцикл.: в 2 т. - М.: Сов. энцикл., 1991. - Т. 1. - С. 468-471.
  • Иванова В. В. Змея - Джинн - Предок: Анатолийский взгляд на хранителя дома // Азиатский бестиарий: Образы животных в традициях Южной, Юго-Западной и Центральной Азии. - СПб.: МАЭ РАН, 2009. - С. 151-160.
Статья научная