К вопросу о внешнем облике каменных изваяний

Бесплатный доступ

В статье рассмотрен вопрос о возможности использования одежды и раскраски в каменных изваяниях Старого и Нового Света. Помимо материалов статуарных памятников Евразии, привлечены данные о культе стелы у майя, в том числе эпиграфические материалы, относящиеся к описанию стел и традиции возведения каменных скульптур. Сделан акцент на использовании текстильных материалов для ритуального одевания и обвязывания каменных монументов.

Каменные стелы, скульптура, евразия, майя, доколумбоваяамерика

Короткий адрес: https://readera.org/14328365

IDR: 14328365

Список литературы К вопросу о внешнем облике каменных изваяний

  • Адрианов А. В., 2007. Путешествие на Алтай и за Саяны, совершенное в 1881 г. (извлечения)//Урянхай. Тыва дептер: антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае-Танну-Туве, урянхайцах-тувинцах, о древностях Тувы (II тысячелетие до н. э. -первая половина XX в.): в 7 т. Т. 3: Урянхайский край: тувинско-русские отношения (начало XVII -начало XX вв.). М.: Слово. С. 100-159.
  • Беляев Д. Д., 2012. Под сенью Птичьего Божества: формирование идеологии царской власти на Гватемальском нагорье в I тыс. до н. э.//Ойкумена. Регионоведческие исследования. Владивосток. № 3. C. 8-22.
  • Васильев С. А., Березкин Ю. Е., Козинцев А. Г., Пейрос И. И., Слободин С. Б., Табарев А.В., 2015. Заселение человеком Нового Света: опыт комплексного исследования. СПб.: Нестор-История. 680 с.
  • Гуляев В. И., 1972. Атрибуты царской власти у древних майя//Советская Археология. № 3. С. 116-134.
  • Дэвлет Е. Г., Дэвлет М. А., 2005. Мифы в камне: Мир наскального искусства России. М.: Алетейя. 472 с.
  • Есин Ю. Н., Магай Ж., Руссельер Э., Вальтер Ф., 2014. Краска в наскальном искусстве окуневской культуры Минусинской котловины//Российская Археология. № 3. С. 79-88.
  • Забелин И. Е., 1895. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. Т. 1: Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст. 3-е изд., доп. М.: Тип. т-ва Мамонтова. 760 с.
  • Забелин И. Е., 1905. История города Москвы. Ч. 1. 2-е изд., испр. и доп. М.: Тип. т-ва И. Н. Кушнерев и К0. 652 с.
  • Иванов С. В., 1970. Скульптура народов севера Сибири XIX -первой половины ХХ века. Л.: Наука. 296 с.
  • Павел Алеппский, 1898. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века. Вып. 3. М.: О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те. 208 с.
  • Табарев А. В., 2012. Змеи, маски и танцующие шаманы: на перекрестках неолитических миров древней Пасифики//Дальневосточно-сибирские древности: сб. науч. тр., посвящ. 70-летию со дня рождения В. Е. Медведева. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН. С. 96-109.
  • Фахри А. И., 2016. Особенности иконографии К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' и создание образа великого основателя династии Копана //Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2016»/Отв. ред.: И. А. Алешковский, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов. М.: МАКС Пресс. 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM)
  • Arroyo B., Peirera K., Cossich M., Aragón L., Arévalo E., De León M., Galindo C., Quiroa F., 2007. Proyecto de Rescate Naranjo: Nuevos Datos del Preclásico en el Valle de Guatemala//XX Simposio de Investigaciones Arqueológicas en Guatemala (2006). Vol. 2. Guatemala: Instituto de Antropología e Historia. P. 861-874.
  • Davletshin A., 2003. Glyph for Stingray Spine . Access mode: www.mesoweb.com/features/davletshin/Spine.pdf. Date of the application: 07.11.2016.
  • Fash W. L., 1998. Dynastic Architectural Programs: Intention and Design in Classic Maya Buildings at Copan and Other Sites//In Function and Meaning in Classic Maya Architecture/Eds. S. D. Houston. Washington, D.C.: Dumbarton Oaks. P. 223-270.
  • Gods in Color -Painted Sculpture of Classical Antiquity: Exhibition at the Arthur M. Sackler Museum, Harvard University Art Museums (September 22, 2007 -January 20, 2008)/Ed. V. Brinkmann. Munich: Biering & Brinkmann, 2007. 224 p.
  • Guernsey J., 2010. Ritual and power in stone: The performance of rulership in Mesoamerican Izapan style art. Austin: University of Texas Press. 230 p.
  • Guernsey J., Reilly K., 2006. Sacred Bundles: Ritual Acts of Wrapping and Binding in Mesoamerica. Barnardsville: Boundary End Archaeological Research Center. 250 p.
  • Houston S., Stuart D., 1998. The Ancient Maya Self: Person-hood and Portraiture in the Classic Period//RES: Anthropology and Aesthetics. № 33. P. 73-101.
  • Joralemon D., 1974. Ritual Blood-Sacrifice Among the Ancient Maya. Part I//Primera Mesa Redonda de Palenque. Part II/Ed. by Merle Green Robertson. Pebble Beach: Robert Louis Stevenson School; Pre-Columbian Art Research. P. 59-76.
  • Olmec Art of Ancient Mexico. 1996. Eds.: E. P. Benson, B. de la Fuente. Washington, D.C.: National Gallery of Art, 288 p.
  • Reilly F. K. III., 1989. The Shaman in Transformation Pose: A Study of the Theme of Rulership in Olmec Art//Record of the Art Museum, Princeton University. Vol. 48, no. 2. P. 4-21.
  • Sánchez E., 2011. El mundo del arte en San Agustín. Bogotá: Villegas Editores. 240 p.
  • Schele, L., Miller M. E., 1986. The Blood of Kings: Dynasty and Ritual in Maya Art. Fort Worth: Kimbell Art Museum. 335 p.
  • Stuart D., 1996. Kings of stone: a consideration of stelae in ancient Maya ritual and representation//RES: Anthropology and Aesthetics. № 29/30. P. 148-171.
  • Tedlock B., 1985. Hawks, Meteorology, and Astronomy in Quiché Maya Agriculture//Archaeoastronomy. Vol. 8, no. 1-4. P. 80-88.
  • The Color of Life: Polychromy in Sculpture from Antiquity to the Present/Eds.: R. Panzanelli, E. Schmidt, K. Lapatin. Los Angeles: J. Paul Getty Museum, 2008. 186 p.
  • Veiled brightness: A history of Ancient Maya color/Ed. S. Houston. Austin: University of Texas Press, 2009. 168 p.
Еще
Статья научная