К визуальной семиотике фашистской утопии: "Звездный десант" Пола Верховена

Автор: Афанасов Николай Борисович

Журнал: Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке @gisdv

Рубрика: Philosophia perennis

Статья в выпуске: 3 (53), 2020 года.

Бесплатный доступ

Статья предлагает анализ идеологических нарративов в культовом фильме Пола Верховена «Звездный десант» (1997). Нидерландско-американский автор известен своим особенным и провокационным подходом к режиссуре, который объединяет низкое и высокое. Помимо прочего, Пол Верховен предлагает в своих фильмах высказывания о таких философских категориях, как власть, насилие, утопия, сексуальность и др. «Звездный десант» является одним из самых противоречивых произведений режиссера, представляя собой экзотерическую критику фашистской утопии. Автор статьи указывает, что разночтения в интерпретациях, которые можно обнаружить в исследовательской литературе, заслуживают отдельного анализа. Прибегая к методологической рамке визуальной семиотики, а также обращаясь к литературному прототипу фильма, одноименному роману Роберта Хайнлайна, статья показывает, что в плане критического высказывания фильм вышел за границы замысла режиссера. В конечном итоге прямая интерпретация фильма как апологетики насилия и шовинизма имеет свою реальную основу, что порождает ряд вопросов о нейтральности роли первоисточника, сценаристов и самой избранной Верховеном визуальности.

Еще

Утопия, социальная философия, анализ фильма, философия кино, фашизм, национал-социализм, Пол Верховен, «Звездный десант»

Короткий адрес: https://sciup.org/170175954

IDR: 170175954   |   DOI: 10.24866/1997-2857/2020-3/165-173

Список литературы К визуальной семиотике фашистской утопии: "Звездный десант" Пола Верховена

  • Грамши А. Тюремные тетради: в 3-х ч. Ч. 1. М.: Политиздат, 1991.
  • Гройс Б. Квентин Мейясу - это в чистом виде Сталин//Логос. 2018. Т. 28. № 4. С. 27-54.
  • Джеймисон Ф. Постмодернизм, или культурная логика позднего капитализма. М.: Издательство Института Гайдара, 2019.
  • Корте Г. Введение в системный киноанализ. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2018.
  • Куренной В.А. Целлулоидный апокалипсис // Логос. 2000. № 3. С. 116-138.
  • Павлов A.B. Анализ фильма: теперь и в России // Корте Г. Введение в системный киноанализ. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2018. С. 11-24.
  • Скал Д.Дж. Книга ужаса. История хоррора в кино. СПб.: Амфора, 2009.
  • Хантер И. Бивер Лас-Вегас! Слово фаната в защиту «Шоугелз» // Логос. 2014. № 5. С.79-96.
  • Burch, N., 2003. Embarrassing Showgirls. Film Quaterly, Vol. 56, no. 3, pp. 35-36.
  • Cass, J., 1999. SS Troopers: cybernostalgia and Paul Verhoeven's fascist flirtation. Studies in Popular Culture, Vol. 21, no. 3, pp. 51-63.
  • Crim, В., 2010. The intergalactic final solution: Nazism and genocide in Paul Verhoeven's Starship Troopers. Shofar: An Interdisciplinary Journal of Jewish Studies, Vol. 28, no. 4, pp. 104-115.
  • D'Amato, B. and Rimanelli, D., 2016. Dutchman's breaches. In: Barton-Fumo, M. ed., 2016. Paul Verhoeven: interviews. Jackson: University Press of Mississippi, pp. 130-140.
  • Dickinson, D., 1986. What is one to make of Robert A. Heinlein? Modern Fiction Studies, Vol. 32, no. 1, pp. 127-131.
  • Geniusas, S., 2015. Between phenomenology and hermeneutics: Paul Ricoeur's philosophy of imagination. Human Studies, Vol. 38, no. 2, pp.223-241.
  • Guéret, O., 2016. Interview with Paul Verhoeven. In: Barton-Fumo, M. ed., 2016. Paul Verhoeven: interviews. Jackson: University Press of Mississippi, pp. 126-129.
  • Kansteiner, W., 2017. Transnational Holocaust memory, digital culture and the end of reception studies. In: Andersen, T.S. and Tôrnquist-Plewa, B. eds., 2017. The twentieth century in European memory: transcultural meditation and reception. Leiden: Brill, pp. 305-344.
  • Ravetto, K., 1998. Cinema, spectacle, and the unmaking of sadomasochist aesthetics. Annali d'ltalinistica, Vol. 16, pp. 261-280.
  • Sammon, P., 1997. The making of Starship Troopers. New York: Boulevard Books.
  • Santesso, A., 2014. Fascism and science fiction. Science Fiction Studies, Vol. 41, no. 1, pp.136-162.
  • Schnapp, T., 1996. Fascinating fascism. Journal of Contemporary History, Vol. 31, no. 2, pp.235-244.
  • Starship Troopers: how to make fascism sexy. URL: https://www.youtube.com/watch?v=U_ sZdX3tFFU&t=l 19s
  • Telotte, J.P., 2000. Verhoeven, Virilio and «cinematic derealization». Film Quaterly, Vol. 53, no. 2, pp. 30-38.
  • Telotte, J.P., 2001. Heinlein, Verhoeven, and the problem of the real: «Starship Troopers». Literature/Film Quaterly, Vol. 29, no. 3, pp. 196— 202.
  • Telotte, J.P, 2006. Narratives of resistance: Verhoeven's «Soldier of Orange». Film Criticism, Vol. 30, no. 3, pp. 3-16.
  • Verstraten, P., 2016. Humour and irony in Dutch post-war fiction film. Amsterdam: Amsterdam University Press.
  • Wikipedia contributors, 2017. Focus on: 100 most popular 1990s science fiction films.
Еще
Статья научная