К уточнению стилистической принадлежности произведения "Дама и рояль" Казимира Малевича

Бесплатный доступ

В статье рассматривается стилевое поле в творчестве Казимира Малевича с 1910 по 1915-е годы. В фокусе исследования - малоизученное произведение «Дама и рояль» из коллекции Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова. Анализ вопроса и определение стилевой принадлежности произведения «Дама и рояль» позволяет уточнить дату создания картины и сделать качественную основу для философско-искусствоведческого анализа. Картина «Дама и рояль» в полной мере отвечает основным формальным и смысловым характеристикам кубизма, произведению также присущи признаки футуризма и манифестированного самим художником феврализма. Наличие двух возможных способов экспонирования композиции, следовательно, и двух способов трактовки художественного образа показывает , что стиль способен менять содержательные аспекты .

Еще

Малевич, футуризм, феврализм, кубофутуризм, кубизм

Короткий адрес: https://sciup.org/147233420

IDR: 147233420   |   DOI: 10.14529/ssh200312

Список литературы К уточнению стилистической принадлежности произведения "Дама и рояль" Казимира Малевича

  • Азизян, И. А. Казимир Малевич: универсализм и мессианство / И. А. Азизян // Диалог искусств Серебряного века. Москва : Прогресс-Традиция, 2001. — С. 111—130.
  • Азизян, И. А. Художественные идеи итальянского футуризма / И. А. Азизян // Русский кубофутуризм : сборник. — Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2002. С. 23—30.
  • Баснер, Е. В. Живопись Малевича из собрания Русского музея (проблемы творческой эволюции художника) /Е. В. Баснер //Казимир Малевич в Русском музее : каталог ; Гос. Русский музей ; науч. рук. Е. Н. Петрова; авт.-сост. каталога И. Арская и др. — Санкт-Петербург : Palace Editions, 2000. — 450 с.
  • Вакар, И. А. Годы учения Казимира Малевича в Москве. Факты и вымыслы / И. А. Вакар // Малевич. Художник и теоретик. — Москва : Сов. художник, 1990. — С. 28—30.
  • Вакар, И. А. Казимир Малевич: Черный квадрат / И. А. Вакар. — Москва : Гос. Третьяковская галерея, 2015. — 58 с.
  • Горячева, Т. В. Картина Малевича «Автомобиль и дама. Красочные массы в 4-м измерении». Рождение знака / Т. В. Горячева //Русский авангард. Проблемы репрезентации и интерпретации : сб. ст. по материалам конф.. — Санкт-Петербург : Palace Editions, 2001. — 280 с.
  • Дуглас, Ш. О философских истоках беспредметного искусства / Ш. Дуглас // Малевич. Художник и теоретик. — Москва : Советский художник, 1980. — С. 156—161.
  • Карасик, И. Н. Круг Малевича и проблема экспрессионизма /И. Н. Карасик //Русский авангард 1910— 1920-х годов и проблема экспрессионизма ; отв. ред. Г. Ф. Коваленко ; Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ. — Москва : Наука, 2003. — С. 195—205.
  • Карасик, И. Н. Малевич в суждениях современников /И. Н. Карасик //Малевич. Художник и теоретик. — Москва : Сов. художник, 1990. — C. 192—196.
  • Киблицкий, Й. К вопросу о черном квадрате в опере «Победа над солнцем»» /Й. Киблицкий // Казимир Малевич в Русском музее. — Санкт-Петербург : Palace edition, 2000. — C. 37—42.
  • Ковтун, Е. «Победа над солнцем». Начало супрематизма /Е. Ковтун //Наше наследие. — 1989. — № 2 (8). — C. 127.
  • Котович, Т. В. Футуристическая опера «Победа над солнцем» : альманах / Т. В. Котович. — Минск : Эко-номпресс, 2010. — С. 57—63.
  • Сарабьянов, Д. С. Малевич между французским кубизмом и итальянским футуризмом /Д. С. Сарабьянов // Малевич. Классический авангард. — Вып. 2. — Витебск, 1998. — C. 9—20.
  • Халтурин, Ю. А. Опыт исследования произведений Казимира Малевича из собрания Стеделийк Музеум (Амстердам) и ФондаХарджиева — Чаги /Ю. А. Халтурин //Исследования и консервация культурного наследия : материалы науч.-практ. конф. 12—14 октября 2004 г. — Москва : ГосНИИР, 2005. — 185 с.
  • Шатских, А. С. Казимир Малевич / А. С. Шат-ских. — Москва : Слово, 1996. — 96 с.
Еще
Статья научная