К характеристике художественно-изобразительных особенностей северно-русской агиографии

Автор: С.А. Аверина

Журнал: Труды и переводы @proceedings-and-translations

Рубрика: Кафедра древних языков

Статья в выпуске: 1, 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются жанрово-стилистические особенности севернорусской агиографии. Как жанр литературы жития характеризуются целым рядом специфических особенностей; при этом генетическая связь оригинальной агиографии с переводными житиями и патристической литературой оказалась определяющей в формировании системы жанрово-стилистических показателей агиографического текста. Основные принципы построения агиографического текста — установка на канон и следование традиции. Поэтика житий как жанра подчинена литературному этикету, но при этом выбор художественно-изобразительных средств всегда мотивирован предметом изображения. Арсенал литературных средств севернорусской агиографии весьма широк: активно используются устойчивые (традиционные) стилистические формулы, цитаты из текстов Священного Писания; разнообразны метафоры-символы, сравнения, эпитеты. Следует отметить и известную «орнаментальность» севернорусских житий. Этим обусловлена особая ритмическая и синтаксическая организация текста и предельное внимание к слову и смыслу (семантике слова). Рассмотренные наиболее яркие художественно-изобразительные особенности севернорусских житий XVI–XVII вв. обнаруживают много общего со стилистикой житий XIV — начала XV вв., которые могут считаться классическими образцами орнаментальной прозы.

Еще

Агиография, житие, канон, топос, цитата, орнаментальная проза, литературный этикет, стилистическая формула, символ, метафора, севернорусская агиографическая традиция

Короткий адрес: https://sciup.org/140290800

IDR: 140290800

Список литературы К характеристике художественно-изобразительных особенностей северно-русской агиографии

  • Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета на церковнославянском языке с параллельными местами. М.: Росс. библейское общество, 2005. 1658 с.
  • Житие Антония Сийского, по рукописи РН Б, XVI в., Q. 1.22, лл. 73–368 об.
  • Житие Варлаама Хутынского, по рукописи РН Б, XVI в., Пог. 871, лл. 265 об. — 286 об.
  • Житие Григория Пельшемского, по рукописи РН Б, XVI в., Пог. 853, лл. 301–326 об.
  • Житие Дмитрия Прилуцкого, по рукописи РН Б, XVI в., Соф. 1361, лл. 201–221 об.
  • Житие Евфросина Толвского, по рукописи РН Б, XVI в., Соф. 1424, лл. 324 об.–388.
  • Житие Зосимы и Савватия Соловецких по рукописи РН Б, XVI в., Кир.-Бел. 35/1274, лл. 1–150.
  • Житие Кирилла Белозерского, по рукописи РН Б, XVI в., Пог. 732, лл. 1–110 об.
  • Житие Корнилия Комельского, по рукописи РН Б, XVII в., Пог. 787, лл. 68–180.
  • Житие Сергия Чудотворца и похвальное ему слово, написанное учеником его Епифанием Премудрым // Памятники древней письменности. СПб., 1885.
  • Житие Стефана Пермского (Изд.: Повесть о Стефане, епископе Пермском. Слово о житии и учении святаго отца нашего Стефана, бывшего в Перми Епискупа // Памятники старинной русской литературы. СПб., 1862);
  • Жития Сергия Радонежского (Изд.: Житие Сергия Чудотворца и похвальное ему слово, написанное учеником его Епифанием Премудрым // Памятники древней письменности. СПб., 1885).
  • Повесть о Стефане, епископе Пермском. Слово о житии и учении святаго отца нашего Стефана, бывшего в Перми Епискупа // Памятники старинной русской литературы. СПб., 1862.
  • Аверина С. А. Человеколюбие и милосердие (сложное слово в агиографическом тексте) // Динамика русского слова: Межвуз. сб. статей к 60-летию проф. В. В. Колесова. СПб., 1994. С. 55–62.
  • Аверина С. А. К жанрово-стилистической характеристике севернорусской агиографии (на материале севернорусских житий XVI в.) // Историческая стилистика русского языка. Межвузовский сборник научных трудов. Петрозаводск, 1990. С. 61–70.
  • Аверина С. А. Цитата в житийном тексте // Грани русистики: Филологические этюды: Сборник статей, посвященный 70-летию профессора В. В. Колесова. СПб.: Филологический факультет С.-Петербургского гос. ун-та, 2006. С. 217–222.
  • Аверина С. А. Цитата в житийном тексте (на материале памятников поздней севернорусской агиографической традиции) // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 2016. № 2(34). С. 5–16.
  • Алексеев А. А. Текстология Славянской Библии. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. 254 с.
  • Алексеева Е. Л. Текстологическое значение структуры цитат из Священного Писания в оригинальных древнерусских житиях // Материалы XXXI Всеросс. науч.-метод. конф. преподавателей и аспирантов. Вып. 4: Секция прикладной и математической лингвистики. СПб.: Филол. фак-т С.-Петерб. ун-та, 2002. Ч. I. С. 8–13.
  • Афиногенов Д. Е. Житийная литература // Православная энциклопедия. Т. XIX. Ефесянам послание — Зверев. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. С. 283.
  • Берман Б. И. Читатель жития (Агиографический канон русского средневековья и традиции его восприятия) // Художественный язык Средневековья / Отв. ред. В. А. Карпушин. М., 1982. С. 159–182.
  • Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XI–XVII века. М.: Мысль, 1995. 637 с.
  • Двинятин Ф. Н. Традиционный текст в торжественных словах св. Кирилла Туровского. Библейская цитация // Герменевтика древнерусской литературы. М., 1995. Сб. 8. С. 81–101.
  • Иванова М. В. Древнерусские жития конца XIV–XV веков как источник истории русского литературного языка. М., 1998. 232 с.
  • Кожевникова Н. А. Из наблюдений над неклассической («орнаментальной») прозой // Известия АН СССР . Сер. лит. и яз. 1976. Т. 35. № 1. С. 55–66.
  • Колесов В. В. Древнерусский литературный язык. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 296 с.
  • Коновалова О. Ф. Об одном типе амплификации в Житии Стефана Пермского // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1970. Т. XXV. С. 73–80.
  • Коновалова О. Ф. Плетение словес и плетеный орнамент конца XIV в. (К вопросу о соотношении) // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1966. Т. XXII. С. 101–111.
  • Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд., доп. М.: Наука, 1979. 352 с.
  • Мещерский Н. А. Источники и состав древней славянорусской переводной письменности IX–XV веков. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. 112 с.
  • Николаев Г. А. Русское историческое словообразование: теоретические проблемы. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1987. 151 с.
  • Петрова В. Д. Функция света в южнославянской и древнерусской агиографии XIII–XV вв. // 1100 година Велика Преслав. 2. Великопреславски научен събор (16–18 септември 1993 г. Шумен, 1995. С. 359–366.
  • Полякова С. В. Византийские жития как литературное явление // Жития византийских святых / Пер. с нем. СПб.: Corvus, «Terra Fantastica», 1995. С. 5–38.
  • Рогачевская Е. Б. О некоторых особенностях средневековой цитации (на материале ораторской прозы Кирилла Туровского) // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1989. № 3. С. 16–20.
  • Руди Т. Р. Жития святых // Православная энциклопедия. Т. XIX. Ефесянам послание — Зверев. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». М., 2008. С. 283–284.
  • Руди Т. Р. Топика русских житий (вопросы типологии) // Русская агиография: Исследования. Публикации. Полемика / Отв. ред. С. А. Семячко. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. С. 59–101.
  • Picchio R. The Function of Biblical Thematic Clues in the Literary Code of Slavia Ortodoxa // Slavica Hierosolymitana. 1977. Vol. 1. P. 1–16.
  • Словарь древнерусского языка (XI–XIV вв.) / Гл. ред. Р. И. Аванесов. Т. 3. М.: АН СССР . Ин-т рус. яз., 1988. 511 с.
  • Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 5 / Гл. ред. С. Г. Бархударов. М.: Наука, 1978. 392 с.
  • Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 23 / Ин-т русского языка. М.: Наука, 1996. 253 с.
Еще
Статья научная