Статьи журнала - Художественное наследие. Исследования. Реставрация. Хранение

Все статьи: 16

On the dating of one Nevyansk icon from the collection of the Chelyabinsk State Museum of Fine Arts

On the dating of one Nevyansk icon from the collection of the Chelyabinsk State Museum of Fine Arts

Lavrentyeva Elena

Статья научная

The article presents the main results of a technical and technological analysis of the early Nevyansk icon, The Mother of God of Vladimir, from the collection of the Chelyabinsk State Museum of Fine Arts, which we carried out in 2020. These results proved the icon’s dating to the first half of the 18th century that had been previously proposed by the historian E. Roizman. When studying the art work under a stereoscopic microscope at 28x magnification, we managed to learn the stylistic mode of so-called lichnόe (painting of exposed body parts) and dolíchnoe (painting of clothing), as well as the painting stratigraphy. The article gives a detailed description of the state of preservation of the original painting, and presents the results of modern museum restoration. Also, the traces of the Old Believers renovation are revealed. In the result of our research we confirmed that The Mother of God of Vladimir was painted at the same time and in the same Old Believers workshop as another Nevyansk icon, The Mother of God of Egypt, (1734), which is hold in the Nevyansk Icon Museum in Ekaterinburg. We also made the expertise on that icon earlier, and our conclusion is based on the fact that both icons have almost identical lichnόe. The first modeling, executed with white lead, was put directly on the sankir. Then, it was completely covered with yellow ochre layer. The “construction” of the face shape was completed with white modeling. Thus, we observe alternating layers of pure white and ochre. Due to densely-applied white layers, the lichnoe modeling of the both icons gets relief, almost sculptural and tactile. Besides, other features are indis-putable and confirm the simultaneous creation of the both icons in the same workshop: the set of pigments (synthetic azurite, cinnabar, white lead, red organic, red lead, ochres); the preparation of the same paint mixtures for dolichnoe; one prime composition (anhydrite); and identical processing of the wooden panels

Бесплатно

Атрибуция неизвестных работ таксидермиста П.С. Мищенко из собрания Свердловского областного краеведческого музея

Атрибуция неизвестных работ таксидермиста П.С. Мищенко из собрания Свердловского областного краеведческого музея

Стариков Ю.В., Калужников А.В.

Статья научная

В работе представлен опыт атрибуции произведений таксидермического искусства по архивной фотографии конца XIX в. и по косвенным признакам. Указано, на какие признаки надо обращать внимание. Дано описание сохранности чучела леопарда Panthera pardus L. в динамичной позе и процесс его реставрации, также представлены чучело амурского тигра Panthera tigris altaica и еще одного леопарда Panthera pardus L., но уже в статичной позе. Дано краткое описание изготовления чучел методом накрутки и методом шитья, характерных для второй половины XIX в. С помощью компьютерной программы Adobe Photoshop CS5.1, при совмещении изображений реставрированных чучел с архивной фотографией 1896 г. были получены следующие результаты. Так, при сравнении оригинальной подставки в виде толстой ветки под леопардом, форма подставки совпадает. На современной фотографии видны следы утраченных сучков под левой передней лапой и между задними лапами. Справа подставка укорочена. При сравнении позы чучела леопарда совпадают общие контуры тела, расположение конечностей и их постановка. Форма хвоста изменена, так как внутри него находится проволока, которую можно легко изгибать, в отличие от других частей чучела. На архивной фотографии чучело закреплено на стене. После реставрации экспонат расположен на полу, так как чучело поступило в реставрацию на напольной подставке. Представлена творческая биография российского таксидермиста П.С. Мищенко, автора этих чучел. История поступления чучел крупных хищных млекопитающих в Свердловский областной краеведческий музей. Дана информация о чучелах, изготовленных П.С. Мищенко, которые находятся в других музеях России. В результате работы было установлено авторство, место и время изготовления чучел леопарда и амурского тигра – «Чучельная мастерская П.С. Мищенко», Большая Конюшенная д. 1-8, Санкт-Петербург, 1882 – 1896 гг.

Бесплатно

Живопись на стекле. Копия с картины Рафаэля «Святое семейство» из собрания Наровчатского краеведческого музея-заповедника. Реставрация, исследования, создание копии-реконструкции

Живопись на стекле. Копия с картины Рафаэля «Святое семейство» из собрания Наровчатского краеведческого музея-заповедника. Реставрация, исследования, создание копии-реконструкции

Карасева Ольга Константиновна

Статья научная

В статье говорится о реставрации, исследованиях и выполнении копии-реконструкции редкого экспоната - копии с картины Рафаэля «Святое семейство Франциска I со Святой Елизаветой, младенцем Иоанном и Ангелами» 1518 года. Картина поступила в реставрацию из собрания краеведческого музея-заповедника города Наровчат Пензенской области. Она была написана в первой половине XIX века крепостным художником Муравьевым масляными красками на стекле в технике «Эгломизе». Произведение находилось в руинированном состоянии. Площадь утрат составляла 50%. В статье рассказывается об истории бытования памятника, описаны проведенные предреставрационные исследования и методика укрепления красочного слоя картины, написанной на стекле, а также представлен процесс написания копии-реконструкции данного произведения. По заказу музея художник-реставратор Карасева О.К. выполнила её на холсте. Копия-реконструкция позволила воссоздать целостную картину и увидеть произведение без утрат. В результате проведенных работ в музей вернулся отреставрированный очень редкий экспонат и его копия-реконструкция, которая экспонируется рядом с оригиналом, давая возможность зрителям представить полную картину изображенного. В настоящее время обе картины находятся в основной экспозиции Наровчатского краеведческого музея-заповедника.

Бесплатно

Иконы афонского письма с датированными надписями на Алтае

Иконы афонского письма с датированными надписями на Алтае

Булгаева Г.Д.

Статья научная

Подписные датированные иконы представляют особый интерес для исследования, являясь ориентиром во временнóм и территориальном пространстве истории искусства. Благодаря этому можно атрибутировать ряд произведений, не имеющих подписей. Наиболее емкие тексты позволяют определить и точное происхождение памятника. Таким образом, выявляются иконописные центры и имена отдельных иконописцев, работавших более ста лет назад. Иконографический анализ и работа по выявлению надписей подтвердили наличие нескольких из этих образов в храмах Барнаульской митрополии. В числе обозначенных памятников определенное количество произведений, имеющих датированные подписи, относятся к афонскому письму конца XIX – начала XX в. Актуальность изучения памятников афонской иконописи подтверждается значительным количеством научных публикаций по данной теме. Исторические сведения о тесных связях Алтая и Святой горы рубежа XIX–XX вв. доказывают закономерность фактического наличия этих памятников на территории Алтайского края и республики Алтай. Выявленные архивные документы свидетельствуют о высокой культуре и особом почитании афонских образов на местном уровне. Встреча заказных икон, написанных на Святой горе, сопровождалась многодневными крестными ходами, которые утверждались правящим архиереем. Создание выявленных произведений ограничивается 1890–1912 гг. и относится к различным иконописным мастерским русских обителей, находившихся на Афонской горе. В статье предпринята попытка объединения афонских икон в группы в соответствии с их происхождением. Иконографическое и стилистическое разнообразие исследуемых образов раскрывает самодостаточность творческих методов, применявшихся в художественных центрах Святой горы, и высокий профессиональный уровень иконописцев. Хронологическая последовательность позволяет определить характер стилистических изменений живописи сквозь призму времени.

Бесплатно

Использование ближнего инфракрасного излучения при реставрации и исследовании фотодокументов

Использование ближнего инфракрасного излучения при реставрации и исследовании фотодокументов

Далибандо Маргарита Борисовна, Золотарев Дмитрий Алексеевич

Статья научная

Неудовлетворительное состояние сохранности значительной части архивных и музейных фотодокументов затрудняет получение с них полноценной изобразительной информации. Для реконструкции поврежденных фотоизображений применяются химические, фотографические и физические методы. Из них только фотографический (репродукционный) гарантирует неизменность химического состава и физических свойств предмета в процессе его применения, то есть является единственным неразрушающим бесконтактным методом. Фотографический метод основан на изготовлении с оригинала фотографической копии (репродуцировании) с использованием всего арсенала специфических фотографических приемов, позволяющих улучшить визуальное восприятие изображения. Появление в свое время инфракрасной (ИК) и ультрафиолетовой (УФ) фотографии значительно расширило возможности репродукционного метода. Невидимые для человеческого глаза, но фиксируемые фотоприемником (фотопленкой или полупроводниковым сенсором) ИК и УФ излучения позволяют визуализировать скрытую для видимого света информацию. Однако, широкое внедрение инфракрасной и ультрафиолетовой фотографии в музейную исследовательскую деятельность мало коснулось области реставрации фотодокументов. В эпоху «серебряной» фотографии такое положение можно объяснить недостаточным вниманием к фотодокументам как объектам культурно-исторического наследия. Современные цифровые фотографические методы редко используют невидимые излучения из-за технологических сложностей их применения при фотосъемке и сканировании. Зачастую восстановленные в графическом редакторе изображения красиво выглядят, но теряют свою документальность, искажаются и становятся информационно ущербными. В статье описан опыт создания инфракрасного фотографического комплекса и применениеего для улучшения визуального восприятия поврежденных фотографических изображений. Показано, что современные технологические решения расширяют возможности фотографического способа реконструкции в хранительской и реставрационной практике.

Бесплатно

Исследование в ГосНИИР рентгенограмм русской живописи первой половины ХХ века. Задачи новой темы

Исследование в ГосНИИР рентгенограмм русской живописи первой половины ХХ века. Задачи новой темы

Кочкин Сергей Анатольевич

Статья научная

В отделе научной экспертизы ФГБНИУ «ГОСНИИР» хранится обширный архив рентгенограмм, накопленный за полвека. Значимое место в нем занимает массив рентгеновских снимков с произведений русской живописи первой половины ХХ века. Он включает неопубликованные материалы, необходимые для изучения творчества многих крупных мастеров. Рентгенограммы были сделаны в свое время в рамках реставрационных работ и служили этим целям. Сейчас необходимо заново востребовать этот очень ценный материал - уже на углубленном исследовательском этапе. При помощи рентгена можно выявить нижележащее изображение или характер авторских исправлений. Рентген также может помочь оценить состояние сохранности картины - увидеть участки разрушений и признаки реставрационных вмешательств. Он служит и задачам изучения особенностей живописных приемов художника, позволяя судить о характере мазка, его форме, о принципах моделировки, этапах работы над картиной, об использованных в процессе работы художественных материалах. Данные рентгенографических исследований играют большую роль в изучении технико-технологической структуры произведений живописи, относятся к важнейшему научному инструментарию в атрибуционной работе, нередко дают возможность делать новые выводы о датировках. Разработка темы «Собрание рентгенограмм русской живописи первой половины ХХ в. из архива отдела научной экспертизы ФГБНИУ "ГОСНИИР" (съемка 1970-х - нач. 1990-х гг.). Исследование, систематизация и каталогизация» предполагает поэтапное изучение собрания рентгенограмм, начиная от первичной идентификации и систематизации, оцифровки и архивирования до выявления наиболее информативного и значимого материала, его интерпретации и введения в научный оборот. Это послужит более эффективному и оперативному решению задач атрибуции и датировки произведений русской живописи первой половины ХХ в., хранящихся в российских музеях.

Бесплатно

Исследование двух произведений нидерландских художников XVI века в отделе экспертизы ГосНИИР

Исследование двух произведений нидерландских художников XVI века в отделе экспертизы ГосНИИР

Скороход Александр Александрович

Статья научная

Отдел научной экспертизы ГОСНИИР уже много лет занимается исследованием нидерландского искусства XV-XVII вв. Порой на исследование поступают работы крупных мастеров, сведения о которых хочется донести до широкого круга читателей. Актуальна данная работа также и для международных связей. В рамках научной темы, связанной с художниками Северной Европы, на экспертизу в ГОСНИИР поступило несколько работ, связанных с именем известного нидерландского живописца XVI в. Яна Госсарта, прозванного Мабюзе (1478-1532). Этот художник принадлежит к так называемой Антверпенской школе, испытавший влияние романистов. Из наиболее известных его произведений - триптих «Снятие с Креста» (1520-1521). Центральная часть его ныне хранится в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург, Россия). В отдел экспертизы ГОСНИИР поступило несколько произведений, приписываемых руке мастера и его школе. Первая работа, о которой хочется рассказать, атрибутируется кругу Яна Госсарта - «Распятие с донаторами» (Холст, масло. 99,6×113,6 см. Нидерланды, первая треть XVI в.); вторая приписывается мастерской Яна Госсарта - «Осмеяние Христа» (Дерево, масло. Нидерланды, 1527-1530 гг.). Об этих двух картинах и расскажет данная статья. Целью работы является комплексное исследование двух произведений нидерландского художника Яна Мабюзе в отделе экспертизы ГОСНИИР. Кроме того, подобное исследование помогает нам совершенствовать методы комплексных исследований отдела экспертизы.

Бесплатно

Исследование совместимости биоцидов и гидрофобизаторов для защиты памятников из камня на открытом воздухе

Исследование совместимости биоцидов и гидрофобизаторов для защиты памятников из камня на открытом воздухе

Ребрикова Наталия Львовна

Статья научная

Проведен длительный мониторинг защитного действия трех органорастворимых и одного водоразбавляемого гидрофобизатора на известняках с разным водопоглощением; показано, что оно зависит от степени водопоглощения обрабатываемого известняка. Funcosil SNL длительнее защищал известняк с небольшим водопоглощением, чем известняк с бо́льшим водопоглощением. На блоках выветренного известняка МСН-7 превосходил все другие испытанные гидрофобизаторы. Исследована совместимость биоцидов и гидрофобизаторов, используемых для защиты камня. Использование биоцидов из группы четвертичных аммониевых солей (ЧАС) либо не оказывало влияние на защитные свойства гидрофобизаторов, либо снижало срок защитного действия. Снижение срока защитного действия определено не только по скорости реколонизации тестовых площадок и образцов водорослевыми биопленками, но и путем измерения времени впитывания воды, и по скорости сорбции поверхностных загрязнений. На участках, обработанных катамином АБ или Capatox и затем Funcosil SNL, загрязнения накапливались быстрее, чем на участках, обработанных только Funcosil SNL. Обработка ПАВ снижала гидрофобный эффект Funcosil SNL на известняке с низким водопоглощением до уровня незащищенного камня. Степень воздействия, которое оказывала биоцидная обработка перед нанесением гидрофобизатора, зависела от растворителя в случае органорастворимых гидрофобизаторов и от степени выветренности известняка. Растворителем для Funcosil SNL служит уайт-спирит, для МСН-7 - толуол. Если при нанесении гидрофобизатора происходит растворение предварительно нанесенного биоцида, обладающего поверхностно-активными свойствами, это препятствует процессу его полимеризации. Некоторые ЧАС растворяются в алифатических углеводородах.

Бесплатно

К атрибуции псковского деисусного чина

К атрибуции псковского деисусного чина

Тихомирова Ксения Андреевна

Статья научная

Статья посвящена вопросу атрибуции. В процессе реставрации и исследования иконы «Богоматерь» из деисусного чина, вывезенной в 1962 г. в Псковский историко-художественный музей (ныне Псковский музей-заповедник) из Троицкого собора г. Остров (Псковская обл.), выяснилось, что икона не относится к названному храму; не были выявлены аналогичные иконы деисусного чина, происходящие из других храмов города Остров. Изучение истории перемещения церковного искусства в XX в., обращение к архивным материалам, обследование псковских памятников древнерусской живописи XVI в. позволили произвести отбор аналогичных икон для дальнейшей экспертизы. Были рассмотрены памятники древнерусской живописи, предположительно происходящие из одного иконостаса с изучаемой иконой, проведен комплекс технико-технологических исследований. После чего были сопоставлены все изучаемые иконы из собраний Псковского музея-заповедника (Россия) и Даугавпилсского краеведческого и художественного музея (Латвия). Визуальное сходство, совпадение стратиграфии красочных слоев, а также архивные материалы позволили заключить следующее: изучаемая икона Богоматери, а также иконы великомученика Димитрия, преподобного Нила, архангелов Михаила и Гавриила (с неизвестным ранее происхождением) из собрания Псковского музея-заповедника и иконы Иоанна Предтечи, святителя Николая из собрания Даугавпилсского музея относятся к одному деисусному чину XVI в. Можно предположить, что все указанные иконы происходят из храма Архангела Михаила г. Пскова.

Бесплатно

Копия и оригинал. К вопросу о художественно-историческом статусе "вторичного" произведения

Копия и оригинал. К вопросу о художественно-историческом статусе "вторичного" произведения

Николаев Кирилл Алексеевич

Статья научная

В статье на примере копии с оригинальной картины «Се Человек» мастерской нидерландского художника Яна Мостарта (из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина) рассматривается вопрос художественно-исторического статуса «вторичного» произведения. На основе этой картины поднимается проблема важности изучения копийного произведения, позволяющего судить о отдельных моментах бытования оригинала. Проведенные комплексные исследования картины позволили получить полноценные данные о технико-технологических особенностях и художественных приемах копииста, работавшего в конце XVIII - начале XIX в., по всей видимости, в рамках русской живописной традиции. Данное произведение заслуживает внимания как ценный исторический артефакт, фиксирующий состояние оригинала до реставрации. На примере этой работы возникает важная тема значимости старой копии в связи с историей бытования оригинального памятника. В то же время появление такого произведения в поле зрения эксперта позволяет вновь обратить внимание на важную роль тесного взаимодействия различных методов исследования - искусствоведческого, технологического и реставрационно-аналитического. Необходимо отдельно подчеркнуть значимость работы с документальными источниками, позволившими в данном случае обоснованно объяснить имеющиеся отличия в изображении копии и древнего оригинала. Таким образом, эта работа еще раз отмечает немаловажную роль многостороннего исследования копии как полноценного художественного произведения, являющегося в то же время документом своего времени. Учитывая непроясненность истории бытования музейной картины до 1862 г., ее долгое нахождение в течение XIX в. в стенах храма, где она использовалась в качестве иконы, особо интересен сравнительный анализ изобразительных особенностей копии и описания разновременных поновительских вмешательств, зафиксированных при реставрации картины в 1926 г.

Бесплатно

Международный опыт консервации артефактов из глины

Международный опыт консервации артефактов из глины

Малачевская Елена Львовна, Гордюшина Валентина Ивановна, Иванова Анастасия Игоревна

Статья научная

Целью статьи является знакомство реставраторов и научных сотрудников, занимающихся данной проблемой, с международным опытом консервации археологических изделий из необожженной глины. Авторами рассматривается опыт ведущих музеев, занимавшихся этой проблемой. Основное внимание уделяется сообщениям о методах консервации артефактов из необожженной глины, применявшихся разными музеями и реставрационными организациями при получении ими археологических предметов. Отражены методы консервации Вавилонских табличек в ГМИИ им. А.С. Пушкина, берлинском Музее Передней Азии, Лувре, а также методы консервации лёссовых предметов в Эрмитаже, ГОСНИИР, Институте истории им. А. Дониша АН Таджикистана, Иранском национальном музее (Тегеран). В статье представлены сравнительные характеристики свойств всех консолидантов, применявшихся для укрепления глиняных артефактов. Описаны исследования как натуральных, так и синтетических материалов. Изложен опыт бытования глиняных предметов, прошедших процесс укрепления, и выявлены последствия применения различных укрепляющих составов. Приведены укрепляющие составы, которыми в настоящее время пользуются ведущие музеи и реставрационные центры мира. Определены необходимые для консерванта свойства. На основании полученных данных выбрано дальнейшее направление работы химико-технологической лаборатории ГОСНИИР.

Бесплатно

О возможности применения отжига при реставрации изделий, полученных из листовой латуни и подвергшихся растрескиванию

О возможности применения отжига при реставрации изделий, полученных из листовой латуни и подвергшихся растрескиванию

Равич Ирина Григорьевна

Статья научная

Статья посвящена изучению возможности реставрации с помощью отжига изделий, полученных путем обработки давлением из листовой латуни и подвергшихся самопроизвольному растрескиванию в процессе хранения. Реставрация подобных изделий связана с большими сложностями, так как в процессе пайки трещин и выправления деформаций происходит их распространение на другие участки изделий. В результате исследований, проведенных и опубликованных автором ранее, было впервые установлено, что разрушение изделий обусловлено коррозионным растрескиванием, связанным с присутствием в них остаточных внутренних напряжений и обесцинкованием. В данной работе основное внимание уделено изучению возможности устранения внутренних напряжений в изделиях путем отжига. Целесообразность его применения была опробована на образцах, отобранных от подвергшихся растрескиванию латунных окладов, происходивших из фондов ГОСНИИР. Для определения состава образцов использовали сканирующий электронный микроскоп HitachiTM 4000 Plus с приставкой для электронно-зондового анализа Quaniax 75 (Bruker), микроструктуру изучали металлографическим методом на микроскопе МИМ-8, уровень напряжений оценивали методом измерения микротвердости. Отжиги были осуществлены в электрической муфельной печи при температурах 200-700оС с различной продолжительностью во времени. В итоге исследований автор пришел к выводу, что в большинстве случаев нагрев при 400оС в течение 15 мин. достаточен для снятия внутренних напряжений.

Бесплатно

Обращение к читателям

Обращение к читателям

Антонов Д.Б.

Статья

Бесплатно

Предварительные исследования ледника из наугольных палат усадьбы А.Д. Меншикова (анатомия и состояние сохранности мокрой археологической древесины)

Предварительные исследования ледника из наугольных палат усадьбы А.Д. Меншикова (анатомия и состояние сохранности мокрой археологической древесины)

Степанова А.В., Васильева Н.А., Шмелев К.В., Широкова Н.В.

Статья научная

В июле 2019 г. во время проведения реставрационных работ в здании Первого кадетского корпуса (бывшей усадьбы А.Д. Меншикова) обнаружены фрагменты двух различающихся по сохранности конструкций – погреба и ледника, датируемых первой половиной XVIII в. Ледник представляет собой традиционную для Северо-Западного региона России постройку и является редким по сохранности деревянным архитектурным объектом для Санкт-Петербурга этого времени. В целях подготовки конструкции к демонтажу и планирования ее дальнейшей реставрации проведены предварительные исследования, включающие определение породы, степени влажности и плотности древесины, ее общего состояния сохранности, а также природы биологических заражений. Обнаружено, что в конструкции использованы детали от других архитектурных построек и, вероятно, кораблей и барж. Части ледника выполнены преимущественно из сосны, только одна – из ели. Большая часть конструкции ледника влагонасыщена, по количеству влаги детали относятся в основном к I степени сохранности, четыре образца – ко II–IV степеням сохранности, присутствуют признаки бактериальных и грибных повреждений. По результатам проведенных исследований выработан план дальнейших работ, способствующих сохранению уникального исторического архитектурного объекта. В дальнейшем предполагается экспозиция ледника в музейном пространстве Первого кадетского корпуса.

Бесплатно

Серия зарисовок русских народных одежд Ф.Г. Солнцева как историко-этнографический источник

Серия зарисовок русских народных одежд Ф.Г. Солнцева как историко-этнографический источник

Барабанова Е.В., Хорошева Ю.А.

Статья научная

Статья посвящена серии этнографических зарисовок русского крестьянского и купеческого костюма, выполненных художником-археологом Ф.Г. Солнцевым. Рисунки вызывают большой интерес у искусствоведов, историков костюма, а также у специалистов, изучающих традиционную материальную культуру и исследующих источники для практической реконструкции народной одежды. К сожалению, коллекция не была полностью издана и остается малоизученной. В настоящее время хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке. Отечественным исследователям стала доступна не так давно благодаря развитию цифровых технологий. Публикация на сайте NYPL рисунков в качестве, пригодном для научной работы, позволяет изучать их и включать в оборот исследовательской деятельности. Федор Григорьевич Солнцев известен, прежде всего, зарисовками древних памятников зодчества, иконописи, памятников декоративно-прикладного искусства, древних предметов вооружения. Рисунки Ф.Г. Солнцева отличают исключительная точность и большое внимание к деталям. При изучении комплекса изобразительных и вещественных материалов XIX в., посвященных народному костюму, и сравнении с акварелями из серии этнографических зарисовок становится очевидно, что лишь одна часть рисунков, выполненная по натурным наблюдениям во время его путешествий по России, отличается присущей ему документальностью. В результате проведенного исследования и анализа серия изображений «Народные одежды» была условно разделена на три части: рисунки, которые можно считать этнографически достоверными; рисунки, определенно носящие вторичный характер, «копийные», т. е. созданные не в результате непосредственных натурных зарисовок, и для которых найдены первоисточники; изображения, о которых нельзя пока сказать с определенностью оригинальны они или вторичны. Таким образом, серию этнографических зарисовок народных одежд Ф.Г. Солнцева нельзя использовать как безусловное доказательство, например, при атрибуции или экспертизе художественных ценностей, не подходя к этому критически.

Бесплатно

Технологическое исследование коллекции бесцветного стекла XVIII века из собрания Государственного Русского музея

Технологическое исследование коллекции бесцветного стекла XVIII века из собрания Государственного Русского музея

Сирро С.В., Старцева О.Е.

Статья научная

Проблема неразрушающего исследования изделий из стекла давно стоит перед всеми, кому приходится сталкиваться с задачами его анализа, идентификации и датировки. В последние годы в зарубежной и отечественной печати появляется много статей, в которых рассматривается возможность изучения состава и структуры стекла с применением современного оборудования и новых методов исследования. К сожалению, большинство авторов либо не учитывают специфику музейного хранения предметов, либо проводят эксперименты с единичными образцами, что не позволяет распространить полученные выводы на широкий круг изделий из стекла. Особняком стоит исследование объектов из бесцветного стекла, которые исследователи часто обходят своим вниманием, сосредотачиваясь только на цветном стекле. Основными целями данной работы было: 1. Обнаружение датировочных примесей в составе стеклянной массы и, как следствие, лучшее понимание рецептуры варки в России бесцветного стекла в XVIII в. Выявление закономерностей, позволяющих разделить изделия из стекла по времени и месту производства; 2. Отбор объектов, состав которых не соответствует данной рецептуре, и более тщательная работа над их датировкой для Генерального каталога музея; 3. Выявление более поздних вставок и деталей в произведениях, появившихся в процессе их бытования или реставрации; 4. Возможность применения полученных результатов для проведения экспертиз с предметами из бесцветного стекла, поступающими из других коллекций (частных и государственных). В статье рассмотрены доступные для музейных условий методы изучения изделий из стекла, представленная на рынке аналитическая аппаратура, ее достоинства и недостатки. В процессе работы с эталонными предметами из фонда стекла, отдела декоративно-прикладного искусства Государственного Русского музея, исследовано 237 произведений из бесцветного стекла, датированных XVIII в. Проанализированы составы стекла, пропорции основных элементов, входящих в состав стеклянной шихты, дополнительные примеси и их происхождение.

Бесплатно

Журнал