Элементы архаики в эпосе "Джангар"

Автор: Убушиева Данара Владимировна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Фольклористика

Статья в выпуске: 4 (51), 2019 года.

Бесплатный доступ

Багацохуровский цикл калмыцкого «Джангара» состоит из сюжетообразующих ядерных тем и мотивов архаического эпоса. В настоящей статье рассматриваются мотивы поглотителя, исцеления, магической неуязвимости, души вне тела, управления стихиями, восходящие к архаическим обрядам и ритуалам. Исследование выявило, что многие из них манифестируются в цикле через образ богатыря Хонгора. Богатырь Хонгор, пройдя полный цикл обряда инициации -изоляция (его проглатывает огромная рыба таймень), временная смерть (во вражеской стране над Хонгором совершают ритуал отправления в иной мир), воскрешение (Джангар-хан извлекает его из брюха рыбы и исцеляет чудодейственный снадобьем), -приобретает бессмертие и получает власть над природными стихиями. Бессмертие богатыря Хонгора объясняется тем, что его душа находится вне его тела. Наиболее развернутое описание бессмертия выявлено в изображении противника, где душа вне тела имеет указание на ее местонахождение и, более того, демонстрирует последовательные вложения (на горе, под деревом, в чреве маралихи, в золотом детеныше - жизнь его). Управление природными стихиями, в частности, призывание дождя посредством заклинания или с помощью магического камня «задэ», демонстрируют ритуальные практики, основанные на магических способностях людей. Согласно верованиям древних, человек мог контактировать с духами-хозяевами природы, а значит, и влиять на природные стихии. Архаические обряды и ритуалы, транслируемые через образ богатыря Хонгора, отражают добуддийские представления о картине мира калмыков, тем самым подтверждая, что песни Багацохуровского цикла основаны на ядерных мотивах архаического эпоса предшествовавшей традиции.

Еще

Эпос "джангар", ядерные мотивы, обряд инициации, богатырь хонгор, мотив поглотителя, мотив исцеления, магическая неуязвимость, душа вне тела, управление стихиями

Короткий адрес: https://sciup.org/149127237

IDR: 149127237   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2019-00091

Список литературы Элементы архаики в эпосе "Джангар"

  • Березкин Ю.Е., Дувакин Е.Н. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам. Аналитический каталог // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. URL: https://ruthenia. ru/folklore/berezkin/ (дата обращения 20.10.2019).
  • Борджанова Т.Г. Магическая поэзия калмыков: исследование и материалы. Элиста, 1999.
  • Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Избранные труды. Л., 1974.
  • Кичиков А.Ш. Героический эпос "Джангар". Сравнительно-типологическое исследование памятника. М., 1997.
  • Кичиков А.Ш. Исследование героического эпоса "Джангар": Вопросы исторической поэтики. Элиста, 1976.
  • Левинтон Г.А. Инициация и мифы // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. Т. 1 / под ред. С.А. Токарева. М., 1987. С. 543-544.
  • Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса: ранние формы и архаические памятники. М., 2004.
  • (a) Неклюдов С.Ю. Фольклорный ландшафт Монголии. Эпос книжный и устный. М., 2019.
  • (b) Неклюдов С.Ю. Фольклорный ландшафт Монголии. Миф и обряд. М., 2019.
  • Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: опыт сопоставления структур. М., 1984.
  • Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2004.
  • Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М., 1980.
Еще
Статья научная