Эксплицитный и имплицитный наррататор в романе Кристиана Крахта "Империя"

Бесплатный доступ

Цель исследования известного романа современного швейцарского писателя Кристиана Крахта «Империя» (2012) с точки зрения актуальной в наше время науки нарратологии -воссоздание характерных черт фиктивного читателя (наррататора) - адресата фиктивного нарратора. Поскольку эксплицитное изображение наррататора с помощью апелляций ограничено, ставится задача раскрытия образа «идеального» (концепированного) читателя, который мыслится как некая духовная данность. С целью достижения доверительности к читателю нарратор называет главного героя «наш молодой человек», «наш друг», «юный сумасброд» и др. Доброе и ироничное отношение к главному герою приближает его к читателю и побуждает к адекватной реакции. Нередко нарратор употребляет личную форму - местоимение «мы», тем самым он объединяется с фиктивным читателем с целью сопровождения его по страницам романа. Нарратор признает читателя «своим» и доверяет ему не меньше, чем главному герою, используя прямые апелляции: «Заметьте!», «Вы спросите...?». Исследование имплицитного изображения читателя в форме ориентировок (языковых, эпистемологических, образовательных и этических) позволило впервые судить о том, что нарратор имеет высокое представление о компетентности и нормах мышления своего адресата. Доказано, что имплицитный наррататор возникает в представлениях нарратора по нескольким поводам. Во-первых, читатель видится искушенным в чтении постмодернистской литературы и способным оперировать такими понятиями, как пастиш, аналепсис и точка зрения. Начитанность наррататора можно сравнить с уровнем знаний филолога-германиста. Во-вторых, нарратор убежден в широком культурологическом кругозоре читателя, способного заинтересоваться многочисленными отсылками к истории мореплавания, философии, литературы, музыки и изобразительного искусства. В-третьих, нарратор убежден в высоких моральных качествах наррататора. В целом можно констатировать, что главной повествовательной чертой романа явился поиск фиктивным нарратором доверительной и интеллектуальной солидарности с фиктивным наррататором, что обеспечило успех романа у читательской аудитории.

Еще

Нарратор, эксплицитный и имплицитный наррататор, постмодернизм, роман, Кристиан Крахт, «Империя»

Короткий адрес: https://sciup.org/147227325

IDR: 147227325   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2021.571

Список литературы Эксплицитный и имплицитный наррататор в романе Кристиана Крахта "Империя"

  • Баскакова Т. Комментарии // Крахт К. Империя. М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2014. С. 223-271.
  • Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. Т. 2. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. 472 с.
  • Киреева Н . В . Постмодернизм в зарубежной литературе. М.: Флинта: Наука, 2004. 216 с.
  • Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. М.: Просвещение, 1972. 113 с.
  • Корман Б. О. Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск: Изд-во Удмуртского унта, 1992. 236 с.
  • Кривонос В . Ш. Автор и читатель в повествовании // Образцы изучения текста художественного произведения в трудах отечественных литературоведов / Сост. Б. О. Корман. Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 2010. С. 238-243.
  • Шмид В . Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.
  • Шумахер Э. «.. .Будто реальность, и без того хрупкая, от него ускользает...». О способе письма и об исчезновении у Кристиана Крахта // Крахт К. Империя. М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2014. С. 273-298.
  • Hiery H. J. (Hg.) Die deutsche Südsee 1884-1914. Ein Handbuch, Padеrborn: Verlag Ferdinand Schöningh, 2001. 930 S.
  • Iser W. Der Akt des Lesens: Theorie ästhetischer Wirkung. München: W. Fink, 1976. 357 S.
  • Mönter S. Following a South Seas Dream: August Engelhardt and the Sonnenorden. Research Centre for Germanic Connections with New Zealand and the Pacific, University of Auckland, 2008. 151 p.
Еще
Статья научная