"Я сама, как валькирия, буду…": источники образа героини в "Гондле" Н. Гумилева (статья вторая)

Автор: Зусева-Озкан Вероника Борисовна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 1 (44), 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье второй двухчастного цикла выявляется влияние на «Гондлу» ряда пьес Г. Ибсена: «Пир в Сольхауге», «Олаф Лилиекранс», «Воители в Гельгеланде». Подробно сопоставляются Лера и Йордис из «Воителей в Гельгеланде» - пьесы, написанной по мотивам саги о Сигурде и воительнице Брюнхильд. Обсуждается мотив «братственности» героя и героини в ибсеновской я гумилевской пьесах. Если черты воительницы в облике Леры/Лаик восходят, в частности, к Брюнхильд и Йордис, то черты обитательницы Страны Блаженных, куда Лера увозит мертвого Гондлу, - к образу таинственной женщины (феи-сиды), похищающей героя, из другого источника пьесы, а именно ирландской саги об исчезновении принца Кондлы, которую Гумилев читал во французском переводе Арбуа де Жюбенвиля (отсюда и образ принца-горбуна). На основе сравнения с последней пьесой Гумилева «Красота Морни», тоже восходящей к ирландским сагам, делается вывод о том, что мотив Страны Блаженных связывается в творческом сознании Гумилева, с одной стороны, с темой поэзии, избранничества, принадлежности к посвященным, сокровенного знания - причем совсем не обязательно христианского (скорее - мистико-оккультного), а с другой - со смертью и образом лебединой девы. К сравнению привлекается также раннее стихотворение «Я не буду тебя проклинать…» (1909) с похожим набором мотивов.

Еще

Лера/лаик, воительница, валькирия, ибсен, двуприродность, христианство, бальдр, сигурд, брюнхильд, инцест, оккультизм, арбуа де жюбенвиль, ирландские саги, кондла, страна блаженных, фея-сида

Короткий адрес: https://readera.org/14914674

IDR: 14914674

Список литературы "Я сама, как валькирия, буду…": источники образа героини в "Гондле" Н. Гумилева (статья вторая)

  • Богомолов Н.А. Гумилев и оккультизм//Богомолов Н.А. Русская литература начала XX века и оккультизм. М., 1999. С. 113-144.
  • Богомолов Н.А. Читатель книг//Гумилев Н.С. Сочинения: в 3 т. Т. 1. М.,
  • Гумилев Н. Заметки к Гондле//Архив А.М. Горького ИМЛИ РАН. Фонд А.Н. Тихонова. Оп. 2. Ед. хр. 568. Приложение. Л. 1-4.
  • Зусева-Озкан В.Б. «Я сама, как валькирия, буду…»: источники образа героини в «Гондле» Н. Гумилева (Статья первая)//Новый филологический вестник. 2017. № 4. С. 129-140.
  • Ибсен Г. Полное собрание сочинений Генрика Ибсена: в 8 т. Т. 2. М., 1906.
  • Магомедова Д.М. Идиллический и демонический типы героинь в русской литературе XIX -начала XX вв.: константы и трансформации//Школа теоретической поэтики: сборник научных трудов к 70-летию Н.Д. Тамарченко.
  • Тюпа В.И. Литература как род деятельности: теория художественного дискурса//Теория литературы: в 2 т. Т. 1. М., 2004. С. 16-105.
  • Ibsen H. Olaf Liljekrans // Ibsen H. Samlede Værker. København, 1902. B. 10. S. 45-191. Jubainville Н. D’Arbois de. Périodiques. XX // Revue Celtique. 1909. Vol.
  • Rusinko E. Rewriting Ibsen in Russia: Gumilyov’s Dramatic Poem "Gondla"//The European Foundations of Russian Modernism. Lewiston, NY, 1991. (Studies in Slavic Language and Literature. Vol. 7. Studies in Russian and German. Vol. 4). P. 189-218.
  • Voyage de Condlé le Bossu, fils de Cond Egal-à-Cent-Guerriers//Jubain-ville Н. D’Arbois de. Cours de littérature celtique. Vol. 5. L’épopée celtique en Irlande. Vol. 1. Paris, 1892. P. 385-390.
Еще
Статья научная