Из города в лес: новые экопоселения как образ идеальных отношений с природой

Автор: Селезнев Александр Геннадьевич, Селезнева Ирина Александровна

Журнал: Культурологический журнал @cr-journal

Рубрика: Прикладная культурология

Статья в выпуске: 4 (26), 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье излагаются материалы этнографической экспедиции по изучению двух типов новых экопоселений, получивших распространение на территории Омской области. Один тип возник на основе возрождения (изобретения) славянской языческой («славяно-ведической») культуры, второй - на базе широко распространенного в России нового религиозного движения «Звенящие кедры России» или «Анастасия». Объединяет оба движения их экологическая направленность. Исследование рассматривается как важная составная часть актуального научного направления - изучения антропологии постсоветских трансформаций. Изложена история возникновения поселений, их культурная специфика. Рассмотрены установки анастасиевцев на вопросы рождения, воспитания и образования детей. Приведены данные об отношении поселенцев к власти, в частности, мотив сакрализации национального лидера. Делается вывод, о том, что поселенцам не удалось достичь полного разрыва с городской средой. Порожденная этим обстоятельством двойственность положения части городского социума представляет собой, вероятно, наиболее важный аспект феномена новых экопоселений.

Еще

Новые религиозные движения, омская область, этнографическая экспедиция

Короткий адрес: https://readera.org/170174358

IDR: 170174358

Список литературы Из города в лес: новые экопоселения как образ идеальных отношений с природой

  • Ахметова М.В. Конец света в одной отдельно взятой стране: религиозные сообщества постсоветской России и их эсхатологический миф. М.: ОГИ; РГГУ, 2010. 336 с.
  • Кантеров И.Я. Движение Анастасии во Владимирской области: родовые поместья — утопия или путь к процветанию России? // Религия, образование и религиозность во Владимирском регионе. — Владимир: ВлГУ, 2014. — С. 312-331.
  • Панченко А. Утопия «Последнего Завета» // Отечественные записки. 2003. № 3. С. 314 - 322.
  • Польский И. От «дачников» к «поселенцам»: опыты сообщества в движении «Анастасия» / «Звенящие кедры России» // Труды «Русской антропологической школы». 2013. Вып. 12. С. 136155.
  • Андреева Ю. Вопросы власти и самоуправления в религиозном движении «Анастасия»: идеальные образы родовых поселений и «воплощение мечты» // Антропологический форум. 2012. № 17 Online. С. 101-128.
  • Андреева Ю.О. Возвращение к истокам: фольклорные клубы и новое религиозное движение «Анастасия» // Традиционная культура. 2014. № 2 (54). С. 50-58.
  • Андреева Ю.О. "Места силы", "духи дольменов" и "знания первоистоков": археологические памятники и движение New Age "Анастасия" // Этногр. обозрение. 2014б. № 5. С. 73-87.
  • Андреева Ю. «Творить рай на земле»: культ земли и природы в новом религиозном движении «Анастасия» // Изобретение религии: десекуляризация в постсоветском контексте. СПб.: Издательство Европейского университета, 2015. С. 163 - 185.
  • Ожиганова А. Дети New Age: утопический проект движения «Анастасия» («Звенящие кедры России») // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. №2 (33). С. 262-286.
  • Филькина А.В. Этнографический метод в исследованиях новых религиозных движений: проблема формирования исследовательской позиции. Автореф. ... дисс. канд. соц. наук. М., 2009. 30 с.
  • Филькина А.В. Конструирование позиции исследователя в изучении новых религиозных движений этнографическим методом // Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2009. № 28. С. 148 - 168.
  • Филькина А.В. Методология изучения современных религиозных феноменов: постановка проблемы // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: гуманитарные науки (социология). 2006. Вып. 12 (63). С. 111-115.
  • Филькина А.В. Социальные и экономические практики сельскохозяйственных общин, созданных новыми религиозными движениями в Западной Сибири // Вестник Томского государственного университета. Философия. социология. политология. 2012. №1(17). С. 171 -184.
  • Филькина А.В. Новорелигиозные общины Сибири и контекст их изучения. Томск: Томское ЦНТИ, 2012. 161 с.
  • Любимова Г.В. Вопросы экологии в религиях «нового века» (на материале сибирского региона) // Сибирь на перекрестье мировых религий : материалы второй межрегиональной научно-практической конференции. Новосибирск: Издательство НГУ, 2005. С. 140-144.
  • Любимова Г.В., Бут М.О., Лугоненко Д.С. «Сад как рай». Практики сакрализации пространства новых религиозных движений Сибири // Проблемы истории, филологии, культуры. 2012. № 3 (37). С. 345 - 356.
  • Urbanczyk J. Last testament church — the power of unanimity // Сибирский сборник - 4: Грани социального: Антропологические перспективы исследования социальных отношений и культуры. - СПб: МАЭ РАН, 2014. - P. 293 - 304.
  • Кулясова А. Искушение полем // Уйти, чтобы остаться: Социолог в поле: Сб. ст. / Под ред. Виктора Воронкова и Елены Чикадзе. — СПб.: Алетейя, 2009. — С. 114 - 118.
  • Селезнев А.Г. Новая мифология истории: архетип "древних цивилизаций" и сакральный центр в районе деревни Окунево // Этнографическое обозрение. - 2014. - № 5. - С. 41 - 59.
  • Селезнева И.А. Сакральный центр и внешний мир: проблемы взаимодействия // Этнографическое обозрение. - 2014. - № 5. - С. 59 - 73.[
  • Яшин В.Б. Город в картине мира русского неоязычества: истоки и интерпретация символики // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 3-1(53). С. 214-217.
Еще
Статья научная