Историко-культурный образ традиционной семьи: богородские купцы Куприяновы (часть 2)

Автор: Зайцева Анна Александровна

Журнал: Культурологический журнал @cr-journal

Рубрика: Историческая культурология

Статья в выпуске: 2 (24), 2016 года.

Бесплатный доступ

Статья основана на воспоминаниях представителей трех поколений купеческой семьи Куприяновых из города Богородска Московской губернии (ныне Ногинск Московской области). В воспоминаниях нашли отражение история и жизненный мир этой традиционной купеческой семьи, ценности которой явились ресурсом духовного и социального развития нескольких поколений Куприяновых.

Культура, семья, русское купечество, традиционные ценности, повседневность, семейный культурный капитал

Короткий адрес: https://sciup.org/170174350

IDR: 170174350

Список литературы Историко-культурный образ традиционной семьи: богородские купцы Куприяновы (часть 2)

  • Тарасова. В. А. Церковно-общественная жизнь // Очерки русской культуры: Конец XIX -начало XX века : Власть. Общество. Культура. Т. 2. - М.: Изд-во Мос. ун-та, 2011. С. 355-356, 358.
  • «Вербный базар был на Красной площади. Начинался он в пятницу на шестой неделе Великого поста и заканчивался в 4 часа в Вербное воскресенье. Половина площади, примыкавшая к Кремлю, вся была заставлена палатками. Чем там торговали трудно даже сказать, дельного-то ничего не было. Это-то и было самое интересное. Продавали с шутками и прибаутками кое-что из съестного, но больше всего всякого изобретательного рукоделья: калейдоскопы, качающихся змей, котильонных мартышек, пищалки и прочее, что шло почти исключительно благодаря удачному названию и тому единственному дню, когда это делалось. . В Вербное воскресенье с часу дня в дальней от Кремля половине площади, ближе к Верхним рядам, начиналось катание. Здесь показывались выезды, кучера, коляски и весенние туалеты. Было очень красиво. Все три дня площадь была запружена народом, в основном молодежью. В воскресенье, как только часы на Спасской башне отбивали 4 часа, все сразу кончалось. Экипажи разъезжались, и народ расходился. Наступала Страстная неделя. В церквах начинался звон: к нам, к нам, к нам.» - Куприянов Ф. С. Воспоминания моей юности: Детство и юность. - М., 2003. - С. 128-129.
  • Памятники архитектуры Московской области. Вып. 4. - М., 2009. - С. 107.
  • Якушева Н. И. Жили-были москвичи. - М.: Изд-во МСXА, 2004. - С. 60-61.
  • Куприянов Ф. С. Воспоминания моей юности. С. 34-35.
  • Памятники архитектуры Московской области... С. 108.
  • Мысли простого русского народа о том, какое ему нужно учение и просвещение, изложенные по поводу освящения и открытия церковно-приходской школы Московской губернии, при Тихвинской церкви в городе Богородске 18 января 1887 г. - М., 1887. - С. 8, 12, 13.
  • Якушева Н. И. Жили-были москвичи... С. 39.
  • Якушева Н. И. Жили-были москвичи.. С. 62; Куприянов Ф. С. Воспоминания моей юности... С. 24.
  • Зарубина Н. Н. Православный предприниматель в зеркале русской культуры // Общественные науки и современность. 2001. - № 5. - С. 107.
  • Куприянов Ф. С. Воспоминания моей юности... С. 78, 79, 34, 27, 24.
  • Там же. С. 18, 24, 31, 32, 33, 109-110, 137.
  • Чтение канона Андрея Критского накануне Великого поста создавало у Ф. С. Куприянова особое настроение: «К службе мы ходили вместе с мамой. Xодили мы охотно, нам нравилась эта особая тишина в храме, какая-то приглушенность. Все становилось таинственным и все люди двигались по-особенному, чтобы не шуметь и не толкать. Священство было в черных ризах, освещение не яркое. Да и пение совсем иное, чем всегда. . Создавалось особое настроение. Но это было не ощущение печали и горести, а строгости, воздержания на грани испытания, самоанализа». Детское восприятие Ф. С. Куприянова сохранило ощущения во время прислуживания в алтаре: «Особенно хорошо было в алтаре за всенощной в простую субботу. Тишина, полумрак, только поблескивают лампадки в семисвечнике да перед запрестольными иконами. Где-то сзади поют, дьякон произносит ектинью, а звуки уходят под купол и там плавают. Прислушаешься к окружающему, задумаешься о своей внутренней работе, Все умишко впитывает, растешь.» - Куприянов Ф. С. Воспоминания моей юности... С.20-21, 31.
  • Уже учась в Москве в Комиссаровском техническом училище, Ф. С. Куприянов пережил «чудные мгновенья» во время всенощной в Успенском соборе, когда хор запел «Свете тихий.»: «Это было не пение, а какая-то божественная музыка, наполнявшая храм радостным ликованием, поднимавшая и уносившая ввысь от всего земного. Исчезло ощущение времени и места. По спине побежали мурашки. Я испугался упасть от головокружения, но в то же время чувствовал, что растворяюсь в окружающем. . Всякий раз, стоя в храме и слыша «Свете тихий.», я переношусь в Успенский собор , в свою юность». - Куприянов Ф. С. Воспоминания моей юности... С. 64-65.
  • Тарасова В. А. Церковно-общественная жизнь // Очерки русской культуры. Конец XIX - начало XX века. Т. 2. - М., 2011. - С. 377.
  • Садков С. М. Менталитет российской деловой элиты в конце XIX - начале XX вв. - М., 2001. -С. 85.
  • Якушева Н. И. Жили-были москвичи... С. 132-133.
  • Ф. С. Куприянов в воспоминаниях посвятил теплые слова своей матери: «Она прожила чрезвычайно трудную жизнь.....всегда находила в себе силы, разум, такт и энергию, чтобы пережить все невзгоды и воспитать нас, такую ораву, всем дать образование и вывести на торную дорогу». - Куприянов Ф. С. Воспоминания моей юности (Детство и юность). М. 2003. С. 62; Н. И. Якушева пишет о Н. А. Куприяновой следующее: «Бабушка, ловкая и быстрая на всякую домашнюю работу, веселая и обходительная с людьми, со старшими детьми была очень строга и взыскательна. В дела деда она не вмешивалась, но в доме царила безраздельно». - Якушева Н. И. Жили-были москвичи... С. 50.
  • Куприянов Ф. С. Воспоминания моей юности... С. 63.
  • «Мы никогда не слышали даже окрика, а ведь нас было одиннадцать душ, и мы были не ангелы. Если уж очень расшалимся, мама вызывала к себе в спальню и объясняла, почему так нехорошо делать. Папа с нами редко говорил о жизни и редко читал наставления. Но уж, когда говорил, это производило впечатление и хорошо запоминалось». - Там же. С. 63.
  • «Дедушка встречал нас у входа, выслушивал приветствия, протягивал руку для поцелуя. Поговорив немного, дедушка подходил к шкафчику, доставал пакетики и наделял нас пряниками и черносливом. Через непродолжительное время мы прощались». -Там же. С. 39.
  • Пономарева В. В., Хорошилова Л. Б. Мир русской женщины: воспитание, образование, судьба : XVIII - начало XX века. М. 2006. С. 99; Они же. Мир русской женщины: семья, профессия, домашний уклад. XVIII - начало XX века. - М., 2009. - С. 20.
  • Куприянов Ф. С. Мои воспоминания: Детство и юность // Богородский край. Альманах. - 1996. - № 3. - С. 31, 33.
  • Куприянов Ф. С. Воспоминания моей юности... С. 118, 134.
  • Там же. С. 63, 103.
  • Помимо уже упоминавшегося дедушки А. Ф. Елагина Ф. С. Куприянов называет бабушку Агафью Ананьевну (мать С. Г. Куприянова), дедушку Григория Дмитриевича (отец С. Г. Куприянова), живших в бабушкином доме тетей Сашу, Маню, Катю, Варю, дальнюю родственницу С. Г. Куприянова Марию Ивановну из с. Ямкино. В круг богородских родственников входила и большая молодежная компания - «Елагины Ивановичи и Сергеевичи,...Панфиловы - человек 25, а то и побольше». В Москве у Куприяновых жили родственники по линии Н. А. Куприяновой. Как пишет Ф. С. Куприянов, это сестры Н. А. Куприяновой тети Мария Анисимовна (ее дочери Саня и Лена), Вера Анисимовна; братья Н. А. Куприяновой - дяди Сергей Анисимович с «тетей Маней Алексеевной», Федор Анисимович, с «тетушкой Марией Федоровной». - Куприянов Ф. С. Воспоминания моей юности... С. 29, 36, 37, 41, 57, 58, 101, 105, 107, 108; Куприянов Ф. Мои воспоминания. Детство и юность // Богородский край. Альманах. - 1996. - № 4.
  • Якушева Н. И. Жили-были москвичи. - М., 2004. - С. 70-71.
  • Как пишет Ф. С. Куприянов, двоюродную бабушку Юлию Александровну поздравляли на второй день Пасхи после обедни. «Дядюшку Федора Анисимовича и тетушку Марию Федоровну», живших в своем доме в Москве на Старой Басманной, посещали два раза в год, на Пасху и Рождество. - Куприянов Ф. С. Воспоминания моей юности... С. 28, 106.
  • На дедушкином «кирпичном» мы, пишет Ф. С. Куприянов «гуляли, составляли букеты, качались на качелях,....лазили на турнике и вообще веселились как могли. К вечеру на прощанье всегда играли в горелки». - Куприянов Ф. С. Воспоминания моей юности... С. 49
  • Няня «была среднего роста, худощава лицом и телом. Облик ее излучал спокойствие. Она никогда не суетилась, и все дела шли у нее чередом. Она никогда не говорила громко, не кричала. Но, если расшалимся, то достаточно было несколько резонных слов для нашего успокоения». Когда все выросли, няня переехала к старшему брату Сергею Сергеевичу Куприянову в Павловский Посад, а потом в Орехово-Зуево и там вела хозяйство. - Куприянов Ф. С. Воспоминания моей юности... С. 42-43.
  • Брянцев М. В. Культура русского купечества. Воспитание и образование. - М., 1999. - С. 66.
  • Ф. С. Куприянов пишет: «Она была человеком особенным, и мы ее больше, чем уважали. Нас, разновозрастных учеников из одиннадцати детей, было у нее не менее четырех одновременно. Одни учили буквы, другие готовились к среднему образованию. Одним она диктовала, другим задавала задачу, у третьих наблюдала выполняемое. Эмма Васильевна всех нас выучила грамоте, мальчиков подготовила к среднему учебному заведению, а девочек к старшим классам гимназии». Зато летом на даче в Новой деревне было раздолье: «В Новой деревне Эммам Васильевна была, как наседка с выводком. . Гуляли по лесу, собирали цветы, ягоды и грибы». -Куприянов Ф. С. Воспоминания моей юности... С. 43-44.
  • Там же. С. 46, 14, 107.
  • «Наши игры были очень простые: догонялки, прятки, салки, палочка-выручалочка, горелки. Но в них развивались физические данные, и смекалка». - Куприянов Ф. Мои воспоминания. Детство и юность // Богородский край. Альманах. - 1996.- № 4.
  • «Снег мы очень любили, и, когда он выпадал, тотчас вооружались деревянными лопатами, помогая разгребать двор и накладывать снег на розвальни. Снег вывозили на Клязьму. Когда выпадало его много, .то начинали строить гору.......с нее было хорошо кататься». «Мы росли около народа, кучеров, лошадей и рано научились запрягать в немецкую и русскую запряжку, постоянно помогая кучерам». - Куприянов Ф. С. Воспоминания моей юности... С. 48, 51.
  • Якушева Н. И. Жили-были москвичи... С. 50, 72.
  • «Вставали мы в половине девятого. Убирали постель, умывались, молились и шли пить чай. Полагалось по две чашки чая с молоком и по пиленому куску сахара. К чаю полагался белый хлеб. Масла не давали. Мама редко присутствовала за чаем. Потом шли заниматься. Около часа обед. Тут уж собирались все, и мама, и папа. Стол был длинный. На торце всегда сидел папа. Накрывать стол к обеду было нашей обязанностью, «которая выполнялась с шумом и весельем»; « У нас была большая выдержка. И слово «нельзя» имело для нас непреодолимое значение»; «В богородском доме у нас была большая детская, и со старшими мы бывали редко»; На даче в Новой деревне «вечером было много всяких занятий. Поливка сада и огорода, загон цыплят, пилка дров, уборка травы и сена. Во всем этом мы принимали посильное участие». - Куприянов Ф. С. Воспоминания моей юности... С. 15, 22, 67, 92; «К самостоятельности нас приучали рано -сначала убирать постели, потом чистить сапоги, а потом выполнять поручения». - Куприянов Ф. Мои воспоминания. Детство и юность // Богородский край. Альманах. - 1996. - № 2.
  • Пономарева В. В., Хорошилова Л. Б. Мир русской женщины: семья, профессия, домашний уклад. XVIII - начало XX века. - М., 2009.- С. 96.
  • Горничная Даша, повариха Ивановна, возчик Артемий, городской врач и муж двоюродной сестры Р. С. Буткевич, предводитель дворянства богородского уезда А. Д. Самарин, сменивший его на этом посту Н. Н. Кисель-Загорянский, глава Глуховской мануфактуры А. И. Морозов, - все они в той или иной степени оказали влияние на формирование социального опыта. - Куприянов Ф. С. Воспоминания моей юности... С. 45, 51, 54, 55, 57, 28.
  • Сысоева Е. К. Школа в городе // Очерки русской культуры. Конец XIX - начало XX века. Т 1. -М., 2011. - С. 133.
  • Ульянова Г. Н. Досуг и развлечения // Очерки русской культуры. Конец XIX - начало XX века. Т. 1. - М., 2011. - С. 457.
  • Куприянов Ф. С. Воспоминания моей юности... С. 97.
  • Там же. С. 99-104.
  • Там же. С. 106-107.
  • Ф. С. Куприянов пишет в воспоминаниях: «В воскресенье после обедни, куда ходили дядя, тетя, Шурка и я, пили парадный чай, и мы с дядей отправлялись по выставкам. Это был расцвет передвижников. Я знакомился со всеми шедеврами, слушал суждения публики и все это впитывал. А выставки рукоделий московских дам? Они были поразительны по красоте и изяществу. Мы не пропускали ни одной. Когда не было выставок, прогуливались по Трубному рынку, заходили посмотреть на моржа, который, сидя в ванной, гасил свечку или водил по струнам подставленной гитары». - Куприянов Ф. С. Воспоминания моей юности... С. 107-108.
  • Долгих Е. В. Общественный быт // Очерки русской культуры. Конец XIX - начало XX века. Т. 1. - М., 2011. - С. 358.
  • Куприянов Ф. С. Воспоминания моей юности... С. 108-109.
  • Там же. С. 51-52.
  • См. подробнее: Зайцева А. А. Дом в системе традиционных ценностей русского купечества // Журнал Института наследия [Электронный ресурс]. - 2015. - № 2. http://nasledie-journal.rU/ru/joumals/2/28.html ( дата обращения: 10.03. 2016 г.)
  • Якушева Н. И. Жили-были москвичи... С. 129-131, 133, 260, 272, 273, 394.
  • Судьбы людей: Россия XX век. Биографии семей как объект социологического анализа. - М., 1996. - С. 35.
  • Брянцев М. В. Культура русского купечества: воспитание и образование. - Брянск, 1999.- С. 7.
  • Якушева Н. И. Жили-были москвичи... С. 17.
Еще
Статья научная